Вода в доме - Информационный ресурс

Срок проведения камеральной налоговой проверки , аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Проверка продлевается, если:

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Приостановление срока выездной проверки

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Какова продолжительность камеральной налоговой проверки. Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке - читайте в статье.

Вопрос: Получали от налоговой требование, выслали ответ на него. В какие сроки налоговая камералит ответ на требование и реагирует на него - первый вопрос. Второй: правомерно ли спустя больше чем полтора года они по этому же самому вопросу делают акт проверки, выявляя правонарушение? (Наша компания создана в октябре 2014г. Декларацию 9 мес 2015 года сдали без начисления авансовых платежей как вновь созданная организация. Четких разграничений вновь созданной организации нет. Нам спустя примерно год (прошли все камеральные) проверки пришло требование по этому поводу, либо писать ответ либо подавать уточненную декларацию. Мы написали ответ, что на момент сдачи организации уже исполнился год и мы ее не считаем вновь созданной. Прошло опять больше года (никто не отреагировал на наш ответ). И нам сегодня приходит вызов - явитесь забрать акт проверки как раз на эту тему. Имеют ли они право выставлять такой акт проверки налогового правонарушения? Имеем ли мы право обжаловать данный акт и не сдавать никакие уточненные декларации, так как это не привело к занижению налоговой базы, все налоги верно исчислены и оплачены в полном объеме)

Ответ: 1. Такого понятие как камеральная проверка ответа налогоплательщика на требование ИФНС законодательство не содержит. Камеральной проверке подвергаются налоговые декларации и расчеты организаций. В ходе проверки налоговая вправе в определенных случаях запросить пояснения. Рассмотрение пояснений должно уложиться в сроки проведения камеральной проверки декларации, чтобы решение по ней было вынесено в срок. Налоговая не обязана отвечать на ответы налогоплательщиков. Ее «реакция» - это акт или решение по результатам проверки, из которых ясно, учтены пояснения налогоплательщика или нет.

2. Срок камеральной проверки 3 месяца с момента предоставления декларации. Если налоговая через год после подачи декларации запрашивала пояснения в рамках камеральной проверки, то такой запрос можно было оспорить из-за нарушения сроков.

Но следует знать, что налоговая вправе запрашивать пояснения не только в ходе камеральной проверки, но и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом случае налоговая трехмесячным сроком не ограничена. Поэтому обратите внимание на статью Налогового кодекса, которая указана в акте (решении) налоговой - в связи с чем проводилась проверка.

Но даже если налоговая вынесла решение именно по камеральной проверке с нарушением сроков, оно не подлежит отмене по этому основанию (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71).

Поэтому прежде чем обжаловать акт, действия (бездействия) должностных лиц инспекции, внимательно изучите, какими статьями НК РФ руководствовались проверяющие.

Обратите внимание: штрафы за нарушение начисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль Налоговым кодексом не предусмотрены. Налоговая вправе взыскать недоимку по авансам, но только в рамках начисленной по итогам года итоговой суммы налога. Пени, которые могли быть начислены за неуплату ежемесячных авансов, должны быть пересчитаны соразмерно налогу, исчисленному по итогам года.

Обоснование

Какова продолжительность камеральной налоговой проверки

Сроки проведения

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75 , от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471 . Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08 , Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), его можно будет признать незаконным .

Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

Пояснения организации

Если в ходе камеральной проверки у инспектора возникнут вопросы, он направит в организацию требование о представлении пояснений.

Подайте запрошенные пояснения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили из инспекции требование представить:

Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки

16 июня 2016 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2016 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представить пояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) - с 15 по 21 июля 2016 года включительно.

За непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений предусмотрен штраф в сумме 5000 руб., а при повторном нарушении - 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове . За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности .

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Таким образом, проведение камеральных проверок справок 2-НДФЛ не только не предусмотрено налоговым законодательством, но и нецелесообразно. При этом в справках 2-НДФЛ инспекторы могут выявить недочеты либо в ходе камеральных проверок расчетов 6-НДФЛ, либо в рамках выездной налоговой проверки. Этот вывод подтверждает письмо ФНС России от 9 августа 2016 № ГД-4-11/14515 и судебная практика (см., например, постановления арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2016 № А58-1418/2015 , Центрального округа от 28 сентября 2015 № Ф10-2699/2015 , Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 № А56-25496/2010).

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации .

В каких случаях инспекция вправе истребовать документы при камеральной налоговой проверке

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

Если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС ();

Если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);

Если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

Если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);

Если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);

Если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);

Если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);

Если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, - товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, - акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если организация выплачивает сотрудникам суммы, которые не облагаются страховыми взносами, или применяет пониженные тарифы взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ). В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие право на освобождение от взносов и на пониженные тарифы;

Если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросам правомерности использования той или иной льготы.

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309).

Ситуация: может ли инспекция в рамках камеральной налоговой проверки потребовать от организации представить документы, которые уже ранее сдавались в рамках предыдущей камеральной (выездной) проверки

По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих камеральных или выездных проверок. Но из этого правила есть исключения (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:

Организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;

Инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (наводнением, пожаром).

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов, независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Как должно быть оформлено требование о представлении документов при камеральной налоговой проверке

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена . Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.

пункта 1

В требовании о представлении документов должно быть указано:

В соответствии с какой статьей истребуются документы;

В какой срок должны быть представлены истребуемые документы;

Сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);

Полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;

Конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2014 года).

Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно - в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к ).

Способы вручения требования

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Вручить лично под расписку законному или уполномоченному представителю организации (на бумаге);

Переслать по телекоммуникационным каналам связи (в электронном виде).

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Сроки исполнения требования

Ответственность за непредставление документов

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Из выставленного инспекцией в ходе камеральной проверки требования неясно, какие именно документы нужно представить

Нет, не может.

В требовании должны быть указаны сведения, на основании которых плательщик должен четко понимать, какие именно документы надо представить. Как минимум в требовании должны быть указаны наименования документов и периоды, к которым они относятся (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189 , письмо Минфина России от 26 июля 2007 № 03-02-07/1-348).

В требовании инспекция может не указать реквизиты конкретных документов и их общее количество. Но если в нем есть наименования документов и период, к которому они относятся, такое требование нужно выполнить. Об этом - в определении Верховного суда РФ от 14 июня 2017 № 305-КГ17-6715 .

Если требование не позволяет определить, какие именно документы нужны налоговой инспекции, оштрафовать организацию за то, что она не исполнила требование , инспекция не вправе. Правомерность такого подхода подтверждает арбитражная практика. См., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июня 2013 № А40-111468/12-20-575 , Поволжского округа от 18 февраля 2015 № А65-10883/2014 , от 17 июня 2013 № А55-32435/2012 .

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы , перечень которых строго ограничен (). Исходя из положений Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 № 15333/07 , ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 № А82-15261/2008-27 , Дальневосточного округа от 1 июня 2009 № Ф03-2283/2009 , от 13 марта 2008 № Ф03-А24/08-2/433 , Уральского округа от 28 апреля 2009 № Ф09-8988/08-С2 , Московского округа от 16 июля 2008 № КА-А41/5556-08).

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. В рамках камеральной проверки инспекция направила требование по почте, но организация его не получила

Да, может.

Если требование о представлении документов направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма. Реальное наличие требования у организации по истечении указанного периода значения не имеет. Это следует из пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представит (несвоевременно представит) документы по требованию, которое инспекция направила заказным письмом, ее могут привлечь к налоговой ответственности ().

Следует отметить, что направлять требование по почте заказным письмом инспекция может только в том случае, если передать его иными способами (вручить лично, направить по телекоммуникационным каналам связи) не представляется возможным (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки

Да, может, но при условии, что такое требование инспекция направила в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки, срок проведения которой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 № 03-02-07/1-75 , от 24 ноября 2008 № 03-02-07/1-471 . Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 № 10349/09 , ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля . Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке . Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 № 03-02-07/1-75 .

Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по Налогового кодекса РФ.

Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она сообщит об этом проверяемой организации и потребует пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма требования приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189. В требовании инспекторы опишут выявленные ошибки или противоречия, предложат организации письменно объяснить, а при необходимости уточнить декларацию или расчет.

Ситуация: должна ли инспекция сообщать организации об ошибках (противоречиях), обнаруженных (выявленных) в ходе камеральной налоговой проверки

Да, должна. Сообщение о выявленных ошибках и обнаруженных противоречиях является обязанностью инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем, несоблюдение инспекцией этой обязанности не является основанием для отмены решения по камеральной проверке. Безусловным основанием для отмены решения является нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Несообщение организации о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках и противоречиях к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

Ситуация: может ли инспекция потребовать представить дополнительные документы. В ходе камеральной проверки обнаружены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными

Нет, не может.

По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.

При обнаружении ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между имеющимися данными инспекция вправе потребовать от организации:

Дать письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям;

Устранить выявленные ошибки и (или) противоречия, путем внесения изменений в проверяемую декларацию (расчет).

Главбух советует: если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружила несоответствие данных, отраженных в отчетности, имеющимся у нее сведениям и запросила дополнительные документы, представьте их.

Законодательство не содержит норм, разрешающих запрашивать дополнительные документы при выявлении расхождений между показателями налоговой отчетности и данными, имеющимися в инспекции. Тем не менее в постановлении от 15 марта 2012 № 14951/11 Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность таких требований. Поэтому, если необходимые документы у организации есть и они подтверждают данные отчетности, целесообразно исполнить запрос инспекции.

Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке

Нет, не нужно.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным., уведомления утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189 . В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке , утвержденном).

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Налоговая ответственность наступает, если:

1) контрагент проверяемой организации:

Отказался представить документы о ее деятельности;

Уклоняется от исполнения этой обязанности;

Представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 10 000 руб.;

2) контрагент проверяемой организации несвоевременно представил запрошенную информацию о ее деятельности. В этом случае контрагента оштрафуют на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 5000 руб. Если в течение календарного года контрагента уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. ().

Чем грозит несвоевременная уплата авансовых платежей по налогу на прибыль

Если организация перечислила авансовый платеж по налогу на прибыль позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить ей пени (). Кроме того, инспекторы могут взыскать неуплаченную сумму авансового платежа с расчетного счета или за счет имущества организации (ст.). В этом требовании они укажут размер задолженности и срок ее погашения ().

Штраф на сумму неуплаченных авансовых платежей организации начислить не могут (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция принудительно взыскать разницу между расчетным и фактически уплаченным налогом. Организация перечисляет авансовые платежи по налогуна прибыль в размере меньшем, чем указано в декларации

Да, может.

Если организация занизила размер авансовых платежей по сравнению с суммой, заявленной в декларации, то у нее образуется задолженность перед бюджетом. Ведь перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль - обязанность, прописанная в пункте 2 . Подтверждает эту позицию и арбитражная практика (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Кроме того, за задержку авансовых платежей инспекция может начислить пени (ст. , НК РФ). Если фактическая сумма налога по итогам отчетного (налогового) периода будет меньше первоначально заявленной, то пени пересчитают .

Ситуация: должна ли налоговая инспекция пересчитать пени за перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль в меньшем размере, чем по первоначальному расчету. По итогам отчетного (налогового) периода налог к уплате меньше заявленных авансовых платежей

Да, должна.

Допустим, организация должна была перечислить в течение квартала авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала, но не перечислила их в срок. По итогам отчетного (налогового) периода сумма авансового платежа оказалась меньше общей суммы авансов, рассчитанных исходя из прибыли предыдущего квартала и заявленных ранее к уплате. Тогда и пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей инспекция должна уменьшить соразмерно. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 19 января 2010 г. № 03-03-06/1/9 , от 18 марта 2008 г. № 03-02-07/1-106 , ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127 и постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 .

Под соразмерным уменьшением следует понимать пересчет пеней исходя из суммы ежемесячного авансового платежа, которая определяется по формуле:

Пример соразмерного уменьшения пеней, начисленных за несвоевременное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль. По итогам отчетного периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, оказалась меньше заявленной первоначально

Организация рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Размер ежемесячного авансового платежа в I квартале 2017 года составляет 90 000 руб. Эту сумму организация должна была перечислить в бюджет 30 января, 28 февраля и 28 марта 2017 года. Общая сумма авансовых платежей, которые она должна была перечислить в I квартале, составляет 270 000 руб. (90 000 руб. ? 3 мес.). Организация перечислила эту сумму только 27 апреля 2017 года.

В течение января-марта 2017 года организация не перечисляла авансы по налогу на прибыль. Начиная с 31 января, 1 марта и 29 марта инспекция начисляла организации пени, общая сумма которых на 27 апреля 2017 года составила:
90 000 руб.* 1/300 ? ((86 дн. + 57 дн. + 29 дн.) * 10%) = 5160 руб.

Сумма налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет по итогам I квартала, составила не 270 000 руб., а 210 000 руб. Инспекция должна пересчитать пени (письмо ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127). Сумма пеней пересчитывается исходя из 1/3 суммы авансового платежа, рассчитанного по итогам отчетного периода. Скорректированная сумма ежемесячных авансовых платежей в I квартале 2017 года составляет 70 000 руб. (210 000 руб. : 3 мес.):

Месяц Сумма авансового платежа, с которой взимаются пени по итогам I квартала

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

  • Скачайте формы

Камеральная налоговая проверка является одним из видов налоговых проверок, целью которой является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Декларации, по которым проводится камеральная проверка

Налоговая декларация - это заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация может быть составлена в простой письменной форме, подписана уполномоченным представителем налогоплательщика и представлена непосредственно в налоговый орган или в электронной форме и передана по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщиком могут быть представлены следующие декларации:

По налогу на прибыль, в том числе декларации по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков;

По налогу на добавленную стоимость (НДС);

По налогу на имущество;

По налогу при применении Упрощенной системы налогообложения (УСН);

По Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД);

По транспортному налогу;

По земельному налогу;

Единая (упрощенная) декларация по налогам;

По налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

Декларации по прочим налогам.

При представлении уточненной декларации по указанным выше налогам, также проводится камеральная проверка, при этом если не завершена проверка первичной декларации, то она прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации (в соответствии со статьей 81 и пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации.

При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении дальнейших мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Кем и когда проводится

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, к которому прикреплен налогоплательщик. Об этом сказано в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

То есть, налоговым органом проводиться камеральная проверка каждой поданной налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом декларации, без исключений. Проведение данных проверок является непосредственной обязанностью налогового органа.

Камеральная проверка может быть проведена на основании иных документов, представленных налогоплательщиком (например: пояснения к декларации, обязательные документы, представляемые с декларацией и другие) и (или) документов о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налогового органа (например: документы о проверках контрагентов налогоплательщика, разъяснения и прочие документы).

Порядок проведения камеральной проверки

Камеральную проверку проводит налоговая инспекция, в которую подана декларация. Проверка проводится по месту нахождения налогового органа, налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (согласно п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы при камеральной проверке проверяют представленную налогоплательщиком отчетность, соответственно проверка охватывает только тот налог и тот налоговый или отчетный период, за который подана декларация.

По другим налогам и периодам камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности.

Срок проведения камеральной проверки - три месяца с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (исходя из положений ст.6.1 и ст.88 НК РФ). Налоговики не вправе требовать документы за пределами установленного срока проведения проверки.

Как указывалось ранее, камеральной проверке подвергается каждая декларация. Для этого данные представленной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налогового органа. Далее проводится сверка и анализ по следующим пунктам:

Сверяют данные представленной декларации с показателями декларации за предыдущий период;

Сверяют данные представленной декларации с данными декларации за этот же период, но по другим налогам;

Анализируют сроки представления декларации;

Анализируют насколько показатели представленной декларации и иных документов и сведений, которые есть у налоговой инспекции, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несовпадений;

Анализируют прочие основания для проведения расширенной камеральной проверки.

Если при анализе и сверке полученной декларации налоговый орган не выявил ошибок, противоречий, несовпадений, несоответствий с другими документами, имеющимися у инспекции, то камеральная проверка заканчивается. В этом случае акт проверки не составляется, а налогоплательщик об окончании проверки не уведомляется.

РАСШИРЕННАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

В Налоговом кодексе Российской Федерации не фигурирует такое понятие как расширенная (углубленная или усиленная) камеральная проверка. Для целей настоящей статьи под этими терминами будет подразумеваться камеральная налоговая проверка, которая проводится в совокупности с мероприятиями налогового контроля.

Причины проведения расширенной камеральной проверки

Налоговый орган обязан проводить камеральную проверку каждой декларации, представленной налогоплательщиком.

Обычно проверка исчерпывается сверкой контрольных соотношений по данным декларации, но налоговый орган может так же провести и расширенную камеральную проверку с проведением различных мероприятий налогового контроля.

Такими мероприятиями могут быть: запрос пояснений, истребование документов, а с 01.01.2015г. даже осмотр территорий и помещений компании в случаях, предусмотренных законодательством.

Такие расширенные (углубленные) камеральные проверки проводятся, как правило, в следующих случаях:

При проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки, неточности, погрешности в налоговой декларации, а также противоречия между сведениями, содержащимися в документах, представленных налогоплательщиком, или обнаружены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, информации, содержащейся в документах, имеющихся у ИФНС;

При проведении проверки налоговой декларации, в которой отражена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка;

При проведении камеральных налоговых проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие, в соответствии со ст.172 НК РФ, правомерность применения налоговых вычетов;

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, если в декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

Зачастую проверка проводится, если декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период;

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной с нарушением установленных законодательством сроков;

Если в отношении налогоплательщика поступили запросы из других налоговых органов (при встречной проверке контрагента и т.д.), органов внутренних дел, судебных и прочих инстанций;

Если организация числится в так называемом «черном списке» недобросовестных контрагентов;

Если суммы уплачиваемых налогоплательщиком налогов существенно разняться со средними показателями выведенными местными налоговыми органами.

Например: негласно, в 2014г. по г. Москва сумма НДС, уплачиваемая организациями, в среднем составляла 7% от суммы НДС от реализации и авансов. Уплата НДС менее этого процента сулили в 95% случаев проведением расширенной (усиленной) камеральной налоговой проверки.

Конечно это не полный список причин, по которым налоговый орган может провести расширенную (усиленную) камеральную проверку, ведь она может быть осуществлена в полном объеме по любой декларации.

Проведение расширенной камеральной проверки

Если при анализе и сверке полученной от налогоплательщика налоговой декларации налоговый орган выявил ошибки, противоречия, несовпадения, несоответствия с другими документами, имеющимися у налогового органа, то налоговики направляют требования представить пояснения или внести исправления в декларацию.

При этом нужно уложиться в установленный законодательством срок - пять рабочих дней с момента получения требования (согласно принципам, изложенным в статье 6.1 и статье 88 НК РФ).

Если камеральная проверка проводится, например, при заявлении льготы или НДС к возмещению, то в первую очередь налоговый орган проанализирует представленные документы и проведет мероприятия налогового контроля.

Это совершается для подтверждения того, что декларация и документы не содержат признаков, которые указывают на злоупотребление налоговой выгодой и прочие нарушения налогового законодательства.

При обнаружении таких признаков, налоговый орган обязан потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность.

Камеральная проверка и мероприятия налогового контроля

При расширенной камеральной проверке налоговые органы могут провести следующие мероприятия налогового контроля (исходя из положений ст.86, ст.90-97 Налогового кодекса РФ):

Истребование документов у налогоплательщика, у его контрагентов (в том числе у банка, в котором обслуживается налогоплательщик) и иных лиц, обладающих документами или информацией о налогоплательщике и его деятельности;

- допрос свидетелей ;

- назначение экспертизы ;

- привлечение специалиста, переводчика ;

- осмотр помещений и территорий , документов и предметов (начиная с 01.01.2015г. на основании пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса). Данное мероприятие распространяется только на налогоплательщиков, подавших налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

Акт камеральной проверки

Документом, свидетельствующим об окончании камеральной проверки, является акт камеральной проверки, который налоговый орган обязан составить в течение 10 дней после завершения проверки (на основании ст.100 НК РФ).

Акт камеральной проверки составляется только при выявлении нарушения налогового законодательства.

Если после проведения проверки нарушений не обнаружено, налоговый орган акт не составляет и налогоплательщика об окончании проверки не уведомляет.

Если налогоплательщику важно получить информацию об окончании проверки, то ее лучше уточнять непосредственно в инспекции.

Обжалование результатов камеральной проверки

Если налогоплательщик не согласен с результатом проведения камеральной проверки, то он имеет право представить в налоговый орган возражение в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (согласно ст.100 НК РФ).

Акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены представителем налогового органа.

Камеральная проверка проводится абсолютно по любой декларации, которую вы сдаете в инспекцию. Особо опасна камеральная налоговая проверка, если налоговики запросят дополнительные документы. В этом случае компании точно пригодятся надежные аргументы для защиты от доначислений. Мы привели их в статье.

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее - налоговая отчетность).

Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит .

Проведение камеральной проверки

Факт представления отчетности - первое, что проверяется в ходе камеральной проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации.

Кроме того налогоплательщику грозит ответственность по . Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи и НК РФ).

В случае, если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная проверка прекращается и начинается новая на основе представленной налоговой декларации.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Важно !

При налоговых проверках предоставить документы, подтверждающие выбор контрагента. Сделать это за минуту можно в сервисе " ". Введите ИНН или название компании и распечатайте сформированные программой документы.

Срок камеральной налоговой проверки

Периодичность проведения камеральных налоговых проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется.

О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями (подробнее об этом ниже).

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

Этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

  • проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
  • проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
  • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Когда проводится камеральная налоговая проверка, налоговый орган может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Такое право предоставляют налоговым органам статьи , и НК РФ.

Истребованы могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в виде заверенных должным образом копий.

Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную , - штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый орган в соответствии со вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку.

Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 10000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение трех дней после получения запроса.

Помимо Налогового кодекса ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена в . Она предусматривает штраф с граждан от 100 до 300 руб. и с должностных лиц организации от 300 до 500 руб. Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

Оформление результатов камеральной проверки

Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. А узнать, планируют ли налоговики в отношении вашей компании проверки можно в статье "План налоговых проверок юридических лиц на 2018 год" .

Акт камеральной налоговой проверки

В отличие от выездной проверки, обязательное составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Налоговики составляют документ лишь в том случае, если были установленны ошибки.

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по проверке

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность.

Кроме того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности.

Так же, указывается пункт статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку. Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем. Если такими способами вручить решение налогоплательщику или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Вода в доме - Информационный ресурс