Вода в доме - Информационный ресурс

Сехмет (Сохмет; Сахма, Сахми, Сахма, Сахме, Сехме) — в египетском пантеоне богиня разрушительной энергии Солнца (жары), войны, исцеления и лекарей, защитница людей, покровительница царей. Отождествлялась с пылающим глазом Ра, или исходящими силами Солнечной энергии.

Жена одного из богов демиургов , мать Нефертума бога растительности и Имхотепа. Входит в Мемфискую божественную триаду: Птах, Сехмет, Нефертум — им посвящен храм на севере Карнака.

Изображалась в виде стройной женщины с головой львицы и солнечным диском на ней. Иногда изображалась с горящими стрелами. В других версиях ее атрибутам также выступают крест жизни «Анкх», скипетр «Уадж» в форме стебля папируса — символ вечной жизни, меч — оружие войны с врагами богов.
Ей присущи такие качества как суровость, сила, воинственность, агрессивность, целенаправленность, собранность. Ее главным животным как это вытекает из образа была львица — еще один символ огня.

Божественные функции согласно древним представлениям:

  1. Являет собой силу контроля разрушительных влияний духовного начала, которая противостоит тьме. Сехмет не только направляет карающую длань, но и нейтрализует деструкцию. В мифах описываются ее воинственные черты.
  2. Защитница людей.
  3. Исцеляющая роль в виде уничтожения и борьбы с врагами (внешними и внутренними). Считается покровительницей врачей, жрецов-целителей. Была помощницей в барке в сражениях со змеем-разрушителем Апопом.

Энергетический канал Сехмет

Силы, которые дает этот канал:

  • Является женским каналом.
  • Помогает стать сильнее физически и морально. Это будут чувствовать окружающие и относиться с уважением или страхом к такой женщине в зависимости от наклонностей.
  • Особенно полезной такая энергия окажется женщинам, выполняющим мужские обязанности (солдаты, силовые структуры, полицейские, юристы, судьи и другие профессии).
  • Канал с одной стороны помогает собраться, быть сдержанной, целенаправленной и активной, но при этом не терять своих ценных женских качеств.
  • Подходит женщинам, которые проходят сложный период одиночества или находящимся в разводе, матерям одиночкам, женщинам чьи мужья постоянно бесчинствуют.
  • Хорошо подойдет для развития многих качеств личности, если вы хотите их развивать, но в силу каких-либо причин не имеете. Взращиваются качества: сосредоточенность, активность, сила, целеустремленность, определенность, рациональность, быстрое принятие решений, психологическая устойчивость.
  • Активизируются и раскрываются сакральный центр (Свадхистана-чакра), чакра солнечного сплетения (Манипура-чакра), горловой центр (Вишуддха-чакра).
  • Развивает грамотно поставленную, аргументированную речь, дисциплинирует мысли.

Возможные признаки соединения с каналом: интенсивная вибрация в теле, сгустки энергии в руках, нисходящая энергия сверху, наполнение энергией.

Дополнительная информация: Работает только с женщинами, предпочтителен для волевых, сильных и активных, пробивных личностей.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Культ Сехмет

Был распространен на всей территории Египта, однако главными центрами почитания и отправления молитв были Гелиополис и Мемфис. Храмы богине были расположены в Карнаке. Они строились на краю пустыни в местах обитания львиных прайдов. Отождествлялась со звездой Регул в созвездии Льва.
Во время эпидемии чумы фараон Аменхотеп III приказал изготовить семь сотен статуй богини, чтобы умилостивить ее гнев — прекратить болезни и смерть.
Праздником Сехмет считался день 7 января, который приходится на период увеличения солнечного дня. Часто отождествлялась с богиней Мут.
В одном из святилищ храма стоит одна из самых выразительных статуй Сехмет высотой чуть выше человеческого роста с солнечным диском наверху.

Эпитеты: «Могучая», «Великая», «Владычица пустыни», «Хозяйка жизни» — как владычица над болезнями и их исцелением.

Миф о неистовстве Сехмет

Богу Ра не понравилось, что люди ведут себя слишком своевольно — не почитают богов, убивают друг друга. Рассердившись вырвал он своё око из глазницы и запустил в сторону людей. В воздухе око Ра изменило свою форму и превратилось в богиню Сехмет. Эта богиня начала кровавую расправу над смертными, она убивала людей и пожирала их. Ра увидев это испугался, что может истребить она весь род людской.
Поранил он себя острым камнем, выпустил из себя кровь, смешал ее с крепким вином и вылил на землю. Сехмет летела мимо и увидела озеро крови, припала она к нему и стала пить, после чего уснула.

Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Сейчас в зале расположена выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Cобрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа - является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства.
К числу шедевров музея относятся огромная гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.) и деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV вв. до н.э.)

Зал Древнего Египта


Зал Древнего Египта


тела начальника гончаров Пепи
Описание:
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы. Стела Пепи происходит из Абидоса.


Боги Древнего Египта. Амон, Хонсу и Мут
Описание:
Асон - бог Фив, впоследствии Амон-Ра, верховное божество Египта.
Хонсу - бог луны.
Мут - супруга Амона, мать Хонсу.


Заупокойные статуэтки
Описание:
Слева - заупокойная статуэтка госпожи дома Мутри (дерево, XV в. до н.э.)
В центре и справа - заупокойные статуэтки Кен-амона, управителя царским хозяйством фараона Амменхотепа II (алебастр, базальт, XV в. до н.э.)


Боги Древнего Египта. Осирис и Исида
Описание:
Осирис - владыка загробного мира.
Исида с Хором.


Статуэтки из зала Древнего Египта


Статуя фараона Аменемхета III
Описание:
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.


Статуя бога Осириса
Описание:
Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора, Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.


Саркофаг Нана,жреца бога Птаха,розовый гранит,XIII в. до н.э.Мемфис

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с Осирисом

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.


Царица Клеопатра VII
Описание:
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.

Клеопатра VII (др.-греч. Κλεοπάτρα, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония.
Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.

Саркофаги Древнего Египта
Описание:
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э.

Писец Маа-ни-амон
Описание:
Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона (известняк).
Середина XV в. до н.э.


Богиня Мут-Сохмет

Богиня Мут-Сохмет
Описание:
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.

Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.

Сехмет ("могучая")- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове ее изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой (в частности, об Исиде говорили, что она любезна как Баст, но страшна как Сехмет).
В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только приготовленное богами пиво, на которое Сехмет набросилась и от которого опьянела, заставило ее прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с мечом в руках.
Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют ее создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная».
Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Стела с изображением управителя царским хозяйством,царского опахалоносца Ипи перед богом Анубисом. Время правления фараона Тутанхамона
Время правления фараона Тутанхамона - I-я пол. XIV в. до н.э.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым" имена и титулы владельцев стел и их близких нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела статуя статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.


Саркофаги Па-куш,жреца бога Амона дерево, X - XI в.в. до н.э.


Бог Птах и Богиня Сохмет


Скульптурная группа: Писец Шери с женой и сыном.


Зеркало


Стела с изображением военачальника Хар - ем - хеба (впоследствии фараона) перед богами: Амутом,Осирисом,Птахом - Сакаром.

Персонаж древнеегипетской мифологии, покровительница города Мемфис, богиня палящего солнца и войны.

Мифология

Имя Сехмет переводится как «Могучая». Богиню называли также «Владычицей пустыни», «Великой» и «Могущественной». Священным животным богини считалась львица, и сама Сехмет изображалась как женщина с львиной головой. Другие кошачьи тоже считались посвященными Сехмет. Из-за львиной головы богиню отождествляли с Бастет - богиней красивых женщин, веселья и плодородия, которая изображалась в виде женщины с кошачьей головой или кошки. Бастет изображалась также и с головой львицы, но в этой форме начинала выражать агрессивное начало.

Центром культа богини был город Мемфис. В середине зимы, когда солнечный день начинал увеличиваться, богине Сехмет посвящался праздничный день.


«Служебные обязанности» Сехмет распространяются на войну и разрушительный солнечный зной. Диск на голове Сехмет - свидетельство связи богини с энергией Солнца и жаром. Богиня отвечает также за целительство и обладает способностью излечивать и напускать болезни при помощи магии, а врачи в Древнем Египте считались жрецами Сехмет.

Богиню называют грозным оком Ра, бога солнца. По легенде, первоначально Сехмет была богиней Хатхор - покровительницей женственности, любви, танцев и веселья. Однако потом Амон Ра разгневался на людей за то, что те перестали ему подчиняться, и решил наказать непокорных. Для этого Ра превратил Хатхор в Сехмет - злобную львицу.

В этой форме богиня принялась массово истреблять людей и утопила землю в крови. От этого зрелища Ра пришел в ужас и передумал убивать всех людей. На следующий день бог напоил Сехмет допьяна тысячей кувшинов кроваво-красного пива, которое богиня-львица приняла за кровь, и тем спас род человеческий от окончательного уничтожения.


Характер богини Сехмет был непредсказуемым, и контролировать её было невозможно. При этом яростная Сехмет считалась охранницей фараона. Самих фараонов сравнивали с Сехмет. Эта богиня занималась истреблением врагов богов, а фараон точно так же считался защитником Египта от внешних противников. В качестве атрибута Сехмет-истребительницы изображались горящие стрелы.

Несмотря на то, что Сехмет жестоко расправилась с людьми по приказу Ра, богиню считают защитницей человеческого рода и хранительницей мира. В минуты опасности древние египтяне обращались к Сехмет. Эпидемии и мор объяснялись гневом Сехмет. Когда во времена Аменхотепа Третьего Египет охватила эпидемия чумы, фараон повелел изготовить семь сотен статуй Сехмет, чтобы богиня сменила гнев на милость.


Египетские мифы о сотворении людей утверждают, что Сехмет создала азиатов и ливийцев. Храмы богини строились на краю пустынь, населенных дикими львами - животными Сехмет. В Гелиополисе тоже был храм богини, и священные львы жили прямо внутри этого храма.

Детали биографии богини раскрываются во множестве древнеегипетских текстов, среди которых «Книга земли», «Книга врат», «Книга пещер», «Тексты пирамид» и прочие.

Семья

Супруг Сехмет - Птах, бог-творец. Птах изображался в виде плотно укутанного в одежды мужчины с посохом в руках. Считалось, что Птах находится за пределами сотворенного мира. Птах считался творцом душ, повелителем остальных богов, правителем земли и неба. Центр культа Птаха, как и культа Сехмет, находился в Мемфисе. Храм Птаха в Мемфисе располагался вне городских стен, тем самым подчеркивая загадочный характер самого бога.


От Птаха богиня Сехмет родила Нефертума - бога растительности. Этот бог изображался в виде юноши, у которого из головы растет цветок лотоса, либо в образ младенца, который восседает на цветке лотоса. Бога изображали также в образе льва или юноши с головой льва.

  • Сехмет - персонаж мультсериала «Египтус». Там богиня изображена в виде женщины с головой львицы. На руках у героини когтистые металлические перчатки, а ноги защищены наколенниками. Одета она в фиолетовую юбку со шлейфом и топ. В мультсериале изображены и другие боги Древнего Египта, например, и , которого Сехмет по сюжету недолюбливает.

  • Храм богини Сехмет присутствует в компьютерной игре «Ассасин Крид» в локации Имау. Там можно взять квест «Несущая смерть», при выполнении которого герой получает костюм Сехмет. Также в этой игре можно пройти испытание, во время которого придется сразиться с самой богиней Сехмет.
  • Благодаря распространенности образа Сехмет в популярной культуре, у богини много поклонников. Фаны создают арты, изображая богиню во всевозможных вариантах, и даже пишут фанфики с участием Сехмет.

Статуя Сехмет в "Эрмитаже"
  • В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится громадная храмовая статуя богини Сехмет, высеченная из черного гранита. Статуя датируется серединой XIV века до н.э.


Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, врачевательница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов. Вместе со своим мужем Птахом и их сыном Нефертемом Сехмет образует триаду Мемфиса. Её имя означает "могущественная", её сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто её называют его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы Сета и даже змей Апоп становятся её жертвами.

Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума.
Священное животное Сехмет — львица.
Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте .

Функции: богиня войны, палящего солнца, медицины и волшебства, покровительница врачей и фараона, хранительница мира и защитница людей.
Атрибуты Сехмет: Анх, Солнечный диск, Скипетр из папируса
Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.
День, посвященный богине: 7 января — день, связанный с увеличением солнечного дня.
Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.

Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности.

Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Оружие Сехмет - стрелы, "которыми она поражает сердца"; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни считались огненным дыханием богини. Её связывают с уреем, извергающим огонь, и тем самым с "глазом Ра".



Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.


В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Также Сехмет является темной, суровой, боевой стороной богини-кошки Баст

Богиня Сехмет в древнем искусстве


Изображение богини Сехмет. I тысячелетие до н. э.. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Богиня Сехмет. XI—IV века до нашей эры


Сехмет. Период Нового царства


Абидос. Храм Сети I. Сети I получает дар от богини Сехмет


Древняя статуя богини Сехмет из музея в Турине

Отличается обилием и разнообразием персонажей. Есть среди них Осирис, коварно убитый собственным братом и воскресший благодаря стараниям прекрасной супруги Исиды. Есть могучий Гор, бог, нередко изображавшийся в образе сокола, который бросил вызов всесильному Сету, собственному дяде, и сумевший одолеть его в честном бою. Мертвых в подземное царство сопровождал шакалоголовый Анубис. Есть и несколько малоизвестных богов и богинь, с одной из которых, Сехмет, предлагаем познакомиться.

Описание

Богиня Сехмет покровительствовала войне и жаркому солнцу, ее основные эпитеты - «могучая», «безжалостная», «суровая». Олицетворяла собой губительную силу жаркого солнца, являлась владычицей пустыни. Египтяне верили, что богиня знакома с магией и может использовать заклинания. Нередко изображалась в облике женщины с головой львицы. На отдельных фресках или скульптурах представлена в виде львицы или львиноподобной богини с коброй.

Назначение

Богиня Сехмет играет огромную роль в В различные времена она имела разное назначение:

  • Считалась покровительницей войны.
  • Была богиней зноя, пустыни и засухи.
  • Представала повелительницей мора и эпидемий.
  • Обладала навыками врачевания и могла исцелять людей, поэтому считалась покровительницей лекарей.
  • Воспринималась как покровительница армии, во время походов сопровождала фараона, неся его войску успех. Поэтому гнев Сехмет был страшен - военной победы можно было не ждать.
  • Также считалось, что своим суровая богиня уничтожала все живое, чтобы зародить новую жизнь.
  • «Книга Мертвых» описывает Сехмет как защитницу Ра от злобного змея Апопа.

Помимо этого, Сехмет считалась покровительницей столицы Египта, Мемфиса, поэтому в этом городе культ богини был особенно популярен. Также почиталась она в Гелиополисе. Праздником богини было 7 января.

Нрав

Известно, что богиня Сехмет была одним из самых кровожадных божеств страны пирамид. Так, в одном из мифов, разгневавшись на людей, которые стали непочтительными с богами, великий Ра вырвал свое око и бросил его на землю. Глаз бога превратился в суровую Сехмет, она принялась с наслаждением уничтожать неугодное человечество. Когда же боги разлили по земле красное вино, богиня-львица, приняв его за кровь, с жадностью набросилась на напиток и стала его пить. Лишь опьянев и уснув, она прекратила кровопролитие. По другой версии мифа, вылито было пиво, которое приобрело кроваво-красный оттенок из-за особенностей египетского грунта.

В эпоху богине приписывали функции защиты Египта от внешних нападений, поэтому Сехмет стали изображать с горящими стрелами. Нередко именно к этой богине обращались жрецы, когда необходимо было защитить египетскую землю от захватчиков. Однако в гневе она была страшна, могла наслать на людей мор или эпидемии, ее дыхание вызывало ветра с пустыни, влекущие за собой засуху и зной. Поэтому владыки страны пирамид старались задабривать своенравную богиню богатыми жертвами и строительством храмов. Считалось также, что она покровительствует столице Египта - Мемфису и всему Верхнему Египту.

Мифология приписывает Сехмет удивительную силу, поэтому даже отрицательные представители пантеона, Сет и змей Апоп, опасались ее гнева.

Место в пантеоне

Сехмет, согласно египетской мифологии, была дочерью солнечного Ра, супругой бога-творца Пта. В более поздние эпохи нередко изображалась в качестве победителей всех тех, кто решался бросить вызов богам.

Является представительницей так называемой Творческой (Солнечной) Триады Египта, куда также входили следующие божества:

  • Бог Птах, супруг Сехмет, демиург (создатель), в молитвах почти не упоминается, однако почитался как творец всего сущего.
  • Нефертум, покровитель растительности.

Триада пользовалась наибольшим почетом в Мемфисе и воспринималась как покровительница фараонов. Каждое из божеств Триады символизировало свою стихию. Так, Сехмет отождествлялась с огнем, ее муж Пта - со стихией земли, поэтому союз супругов символизировал собой единство созидательного и разрушительного начал. Нефертум символизировал водную стихию. Интересно, что священным животным этого молодого бога растительности также был лев и зачастую изображался он львиноголовым, как и его воинственная мать.

Священные животные, атрибуты

Основным кровавой богини был лев, поэтому в Гелиополисе, где находился ее храм, этих животных содержали жрецы. Убийство льва было недопустимо. Поскольку иногда Сехмет отождествлялась с богиней Хатор, еще одним священным животным была кошка. Богиня была оком Ра, сама покровительствовала жаркому светилу, поэтому нередко ее изображали с солнечным диском на голове. В руках у нее находился острый меч, кинжал, позднее - горящие стрелы. На многих изображениях богиня держит в одной руке анх, в другой - папирусовый скипетр.

Цвет богини Сехмет, покровительницы Мемфиса - солнечно-оранжевый, похожий на окраску палящего светила в зените. Деревом ее считался можжевельник, ягоды которого использовались лекарями, камнем - кремень, из которого в те времена изготавливали простейшие хирургические инструменты, в том числе приспособления для бальзамирования. Поэтому можно отметить, что в сознании древних египтян богиня-львица имела прямое отношение к медицине. Она могла как наградить человечество, так и уничтожить непокорных, наслав эпидемию.

Храмы Сехмет

Поскольку богиня Сехмет входила в число наиболее почитаемых представительниц египетского пантеона, храмов ей строили большое количество. Нередко святилища возводили в пустыне, где обитали священные животные владычицы - дикие львы.

Известен такой исторический факт: фараон Аменхотеп Третий, желая задобрить богиню и спасти свою страну от ужасной эпидемии, велел изготовить порядка 700 ее статуй.

До наших дней дошел в хорошем состоянии храм в Карнаке, к числу главных украшений которого относится статуя Сехмет с солнечным диском на голове.

Культ богини

Как полагают ученые, именно с именем этой суровой и жесткой богини связаны человеческие жертвоприношения в Древнем Египте. Однако культ Сехмет нес и пользу жителям страны пирамид. Так, богиня почиталась как покорительница врачевания, поэтому в ее храмах активно развивалась медицинская наука, а жрецы нередко были неплохими для того времени лекарями.

В наиболее крупных храмах богини Египта Сехмет обучалась особая греческая каста, красные жрецы, которым открывались тайные знания из области хирургии, врачебного дела и даже экзорцизма.

Богини, с которыми Сехмет отождествляли

Мифология Египта имеет сложный характер, поскольку создавалась она в течение многих столетий, неоднократно подвергалась видоизменению. Вот почему богиню Сехмет нередко отождествляли с другими божествами пантеона. Прежде всего это покровительница любви, семейной жизни и домашнего очага. Выдвигалась версия, что Бастет - это миролюбивый вариант Сехмет. Что общего между богинями:

  • Обе были дочерьми Ра.
  • Обе нередко изображались с головами львиц. Позднее, когда кошку приручили, Бастет приобрела облик домашнего животного.
  • Бастет в некоторых городах почиталась как богиня войны.
  • Священные животные обеих богинь относятся к семейству кошачьих.

Вторая представительница египетского пантеона, с которой отождествляли Сехмет - это покровительница вина и веселья, которая изначально имела вполне самостоятельный характер и изображалась в образе коровы или женщины, голову которой украшали рога. Обе богини считались дочерьми солнца, позднее, когда культ Ра стал наиболее значительным в Египте, Хатор стали отождествлять с Сехмет, и изображения богини появились с головой кошки или львицы. Она начала восприниматься как покровительница фараонов.

Иногда Сехмет отождествляли с Тефнут, которая именовалась супругой бога Птаха и дочерью Ра. Изображалась она чаще в образе женщины с кошачьей головой, иногда мужем считался не Пта, а Шу - бог воздуха, который позже был переосмыслен как покровитель полуденного солнца. Центром почитания Тефнут был Гелиополь.

Дети Сехмет

Согласно мифологии, Сехмет - покровительница Мемфиса - имела нескольких детей. Ее сын от Пта, Нефертум, уже упоминался. Также некоторые мифы приписывают богине-львице рождение бога Хека, покровителя магии. По другим версиям, матерью его была богиня Менхит, также представляющаяся в образе воинственной львицы. Источники также называют сыновьями Сехмет Ихи и даже Гора, хотя в классических мифах они являются детьми Хатор и Исиды соответственно.

Нередко ее сыном называют бога Махеса, который также изображался с головой льва, был покровителем войны, боролся со змеем Апопом (в иных вариациях эту функцию выполняла сама Сехмет).

До наших дней дошло немало скульптурных изображений богини палящего солнца, поэтому мы можем четко представлять себе, как, по мнению древних египтян, она выглядела. Роль этой богини в истории древнеегипетской цивилизации можно назвать весомой. Именно в ее храмах мудрые жрецы годами постигали науку врачевания. Конечно, медицина тех времен была доступна лишь избранным, но знания, передающиеся от одного поколения жреческой касты к другому, оказали существенное влияние на развитие медицины в последующие эпохи. Сведений о Сехмет до наших дней дошло великое множество, однако мифы настолько противоречивы, что мы можем лишь догадываться о том, каковы были изначальные функции этой кровожадной и суровой богини.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Вода в доме - Информационный ресурс