Вода в доме - Информационный ресурс

(1849-1919) российский политический деятель, публицист, критик

Вера Ивановна Засулич родилась в деревне Михайловка Смоленской губернии в семье небогатого помещика - отставного капитана. После смерти отца она воспитывалась у родных в имении Бяколово. Как Вера вспоминала позже, в своей одинокой юности она мечтала о «деле», о подвигах, о борьбе. Любимыми авторами ее были М.Ю. Лермонтов и Н.А.Некрасов, а главной святыней - исповедь Наливайки, героя поэмы К. Рылеева.

Закончив немецкий пансион в Москве, в 1867 г. Вера Засулич сдала экзамен на звание учительницы. Но работы по специальности не было, и около года она прослужила в Серпухове писцом при мировом судье. С лета 1868 года она стала жить в Петербурге, где работала в женской переплетно-брошюровочной мастерской-артели и одновременно преподавала в воскресной школе для рабочих. Постепенно она начала принимать участие в революционных кружках.

В конце шестидесятых годов, Вера Засулич сближается с народниками. Поскольку она дала свой адрес для пересылки корреспонденции из-за границы С.Г. Нечаеву, лидеру организации «Народная расправа», в которую входила ее сестра, ее также привлекают к «нечаевскому делу». Засулич арестовывают и в течение двух лет содержат в Литовском замке и Петропавловской крепости в Петербурге. В марте 1871 г. в административном порядке она была выслана в с. Крестцы Новгородской губернии, затем в Тверь. Новая высылка в город Солигалич Костромской губернии последовала после ареста за распространение революционной литературы.

С декабря 1873 г. Вера Ивановна Засулич проживала в Харькове, где поступила на акушерские курсы. Постепенно она налаживает связи и вскоре вступает в киевский народнический кружок «южных бунтарей», а осенью 1875 г. переходит на нелегальное положение. Летом 1877 г., после разгрома кружка полицией, она вновь меняет местожительство и отправляется в Петербург, где работает в Вольной русской типографии общества «Земля и воля».

24 января 1878 года.Засулич по собственной инициативе совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова в знак протеста против издевательства над политзаключенными. На суде она заявила, что «хотела обратить внимание общества на это происшествие и сделать не таким легким надругательство над человеческим достоинством». Процесс над Верой Засулич стал общероссийским событием. Благодаря блестящей защите 31 марта того же года она была оправдана судом присяжных под председательством известного адвоката А. Кони.

В российском обществе, многие согласились с ее позицией ответа насилием на насилие. По стране прокатился целый ряд акций индивидуального террора. Сама же Вера Засулич уже в 1901 г. выступила против подобной реакции на события, назвав ее «бурей в открытом пространстве».

Во время процесса она превратилась в национальную героиню. Как писал И. Тургенев, «история с Засулич взбудоражила решительно всю Европу». Поэт Я. Полонский посвятил ей стихотворение «Узница». Но все же друзья посоветовали революционерке эмигрировать в Швейцарию, чтобы избежать возможного нового ареста. Однако ей претила позиция стороннего наблюдателя. В 1879 г. она возвращается в Петербург, где сближается с Г. Плехановым. Оставаясь противницей «систематического» террора, после раскола «Земли и воли» в августе 1879 г. Вера Засулич вместе с Плехановым и своим близким другом Л. Дейчем вошла в группу «Черный передел».

Полиция буквально по пятам следовала за народовольцами, и в январе следующего года, Вера Засулич вместе с Плехановым, Дейчем и Я. Стефановичем вновь эмигрировала в Швейцарию. Вместе с П. Лавровым она руководила «политическим Красным Крестом», оказывавшим помощь политзаключенным и ссыльным.

В начале восьмидесятых годов, Вера Ивановна Засулич вступает в переписку с Карлом Марксом , что в дальнейшем повлияло на изменение ее позиции. В 1883 г. в Женеве она участвовала в создании первой русской марксистской группы «Освобождение труда».

Определяя свою позицию, Вера Засулич попросила Маркса высказать его точку зрения на судьбу крестьянской общины в России. В своем ответе тот утверждал, что «община является точкой опоры социального возрождения России». Вера Засулич перевела на русский язык работу Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» и написала к ней предисловие. Общение с Энгельсом продолжалось в течение двух лет, с 1883 по 1885 год; они не только были в переписке, но и неоднократно встречались. Убеждения Засулич постепенно менялись. Она оставалась верной народническим идеалам, но понимала, что за будущее марксизмом.

Она продолжала переводить сочинения К. Маркса («Нищету философии», «Процесс против Рейнского окружного комитета демократов»), Ф. Энгельса («Внешняя политика русского царизма», «Отставка буржуазии», «О социальном вопросе в России», «Анти-Дюринг»), труды К. Каутского, Э. Маркс-Эвелинг. Одновременно она начинает работу над собственным большим сочинением - «Очерком истории Международного общества рабочих». В статье «Революционеры из буржуазной среды» Вера Засулич критически оценила идеологию восьмидесятников и либералов. Молодежь увидела в ее работе «теоретическое объяснение упадка русской интеллигенции».

Продолжая заниматься общественно-политической работой, Вера Засулич заведует типографией группы «Освобождение труда», является секретарем Русского социал-демократического союза. Раздраженные ее деятельностью власти высылают ее в 1889 г. вместе с Плехановым из Швейцарии. Она переезжает во Францию, где поселяется в деревне Морне.

С девяностых годов Засулич становится видным публицистом, участвует в издании литературно-политического сборника «Социал-демократ». Ее статьи были посвящены критике индивидуального террора, описанию деятельности Степняка-Кравчинского как летописца революционной России. В это время она впервые высказывает мысль о том, что террор может стать причиной гражданской войны.

Вера Засулич представила собственное понимание деятельности Дмитрия Писарева , написала ряд литературно-критических очерков о Н. Чернышевском, В. Слепцове. Особое место в ее критическом наследии занимает анализ деятельности французских энциклопедистов. Книга «Вольтер, его жизнь и литературная деятельность» (1893) стала первым легальным изданием в России работы марксистского характера. Своеобразным продолжением стала книга «Жан Жак Руссо: опыт характеристики его общественный идей» (1899).

Получив право на жительство в Швейцарии, в марте 1897 г. Вера Ивановна Засулич поселилась в Цюрихе, вошла в «Союз русских социал-демократов за границей», занялась редактированием его изданий «Работник» и «Листок работника». Фактически она оказалась связанной с самыми разными организациями: представляла группу «Освобождение труда» на первом и втором съездах «Союза», выступала против «экономистов»; являлась членом революционной организации «Социал-демократ», возникшей после раскола «Союза русских социал-демократов за границей». В качестве автора она сотрудничала в петербургских марксистских журналах «Новоеслово» (1897), «Научное обозрение» (1894-1903). Ее взгляды можно определить как социал-демократические, она последовательно доказывала их, участвуя в деятельности 2-го Интернационала.

С декабря 1899 по март 1900 г. Вера Засулич нелегально находилась в России, где установила связи с местными социал-демократами, впервые встретилась с В. Лениным. С 1900 г. она становится членом редакции газеты «Искра», продолжая поддерживать отношения с Георгием Валентиновичем Плехановым . Уже в новом качестве сотрудника «Искры» Засулич пыталась договориться с теоретиком «легальных марксистов» П. Струве о совместной литературно-издательской деятельности.

Вновь выехав за границу, она поселилась в Мюнхене, после переговоров со Струве вошла в «Заграничную Лигу русских революционных социал-демократов». Засулич ратовала за расширение членства в социал-демократической партии, выступала против ограничения ее рамками подпольной работы. Она также активно полемизировала с Лениным по вопросам строительства партии, считала, что партия для Ленина - это его «план», его воля, руководящая осуществлением плана. По ее мнению, политическая партия не должна становиться террористической организацией.

После Второго съезда РСДРП, Вера Засулич становится одним из лидеров меньшевизма. В это время она уже не принимает террор и насилие как средство достижения власти.

В ноябре 1905 г. после амнистии политических заключенных, Вера Засулич получила возможность вернуться в Россию, где гут же начала сотрудничать в легальных газетах «Начало», «Русская жизнь», «Народная дума», выходивших до 1907 года. После поражения революции 1905-1907 гт. она вновь переходит на нелегальное положение, уезжает на хутор Греково, находившийся в Тульской губернии, и практически отходит от активной политической деятельности. Засулич не могла изменить своим убеждениям о неприемлемости насилия, но видела, что ее идеи оказались оторванными от реальности.

В десятые годы она впервые выступила в качестве переводчика художественной литературы, переводя сочинения Вольтера , Оноре де Бальзака , Герберта Уэллса . Переводы позволили ей стать членом Всероссийского общества писателей и Всероссийского литературного общества.

В годы Первой мировой войны, Вера Ивановна Засулич занимала откровенно националистическую позицию, выступив со статьей «О войне» (1916), в которой говорила о необходимости продолжения войны до победного конца. Пытаясь реконструировать деятельность группы «Освобождение труда», она работала в организации «Единство» и в ее печатном органе газете «Освобождение труда». Она по-прежнему верила в то, что власть можно завоевать только политическим путем.

После Октябрьской революции, Вера Засулич выступала с осуждением политики большевиков, обвиняла их в узурпации власти, репрессиях. Она полагала, что именно деятельность ее товарищей подготовила почву для воцарения «красных вождей», растоптавших в один день все светлые демократические идеалы ее поколения. Л. Дейч признавался, что Засулич говорила ему, что ей даже не хочется жить. Ведь в свое время, она даже жертвовала своим здоровьем, чтобы успеть сделать все необходимое для дела революции.

По совету друзей, Вера Ивановна Засулич начала писать воспоминания, частично они были опубликованы в журнале «Былое», но полностью вышли в 1931 году.

засулич вера ивановна крыжановская, засулич вера ивановна
деятель российского социалистического движения, народница, террористка, писательница Запрос «Засулич» перенаправляется сюда; об однофамильцах см. Засулич (фамилия).

Ве́ра Ива́новна Засу́лич (партийные и литературные псевдонимы - Велика, Велика Дмитриевна, Вера Ивановна, Иванов В., Карелин Н., Старшая сестра, Тётка, В. И. и др.; 27 июля (8 августа) 1849, деревня Михайловка Гжатского уезда Смоленской губернии - 8 мая 1919, Петроград) - деятель российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.

  • 1 Биография
  • 2 Покушение на Трепова
  • 3 Первая эмиграция
  • 4 Вторая эмиграция
  • 5 Возвращение в Россию
  • 6 Литературная деятельность
  • 7 Отзывы современников
  • 8 Память
  • 9 Сочинения
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Литература

Биография

Вера Засулич родилась в деревне Михайловка Гжатского уезда Смоленской губернии в обедневшей польской дворянской семье. Три года (1852) спустя умер её отец, отставной офицер; мать была вынуждена отправить Веру, как одну из трёх сестёр, к материально более обеспеченным родственникам (Макулич) в деревню Бяколово близ Гжатска. 1864 году была отдана в московский частный пансион. По окончании пансиона получила диплом домашней учительницы (1867). Около года служила письмоводительницей у мирового судьи в Серпухове (1867-1868). С начала 1868 года в Санкт-Петербурге устроилась переплётчицей и занималась самообразованием.

Приняла участие в революционных кружках. мае 1869 года была арестована и в 1869-1871 годах находилась в заключении в связи с «нечаевским делом», затем - в ссылке в Новгородской губернии, затем в Твери. Вновь была арестована за распространение запрещённой литературы и выслана в Солигалич Костромской губернии.

С конца 1873 года в Харькове училась на акушерских курсах. С 1875 жила под надзором полиции, увлекшись учением М. А. Бакунина, вошла в кружок «Южные бунтари» (создан в Киеве, но имел филиалы по всей Украине, объединяя около 25 бывших участников «хождения в народ»; в эту группу входил и Л. Г. Дейч). Вместе с другими «бунтарями»-бакунистами пыталась с помощью фальшивых царских манифестов поднять крестьянское восстание под лозунгом уравнительного передела земли. Жила в дер. Цебулёвке вместе с М. Ф. Фроленко. Когда замысел «бунтарей» осуществить не удалось, Засулич выехала, спасаясь от преследований полиции, в столицу, где было легче затеряться.

Покушение на Трепова

В июле 1877 года петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов отдал приказ о порке политического заключенного народника А. С. Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шапку. Приказ Ф. Ф. Трепова о сечении розгами был нарушением закона о запрете телесных наказаний от 17 апреля 1863 года и вызвал широкое возмущение в российском обществе.

Карманный револьвер Webley Mark I калибр.455 дюйма., известный в России, как «Бульдог». Револьвером такого типа была вооружена Засулич.

5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову и выстрелила в него из револьвера (на илл.), тяжело ранив. Была немедленно арестована, но на суде снискала симпатии присяжных заседателей, хотя по закону за подобные преступления полагалось от 15 до 20 лет тюремного заключения. Суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. Обвинение поддерживал прокурор К. И. Кессель, который ранее проводил расследование по делу о Тилигульской катастрофе. На оправдательный вердикт присяжных повлияла и позиция председателя суда А. Ф. Кони и защитника П. А. Александрова. Оправдательный приговор был восторженно встречен в обществе и сопровождался манифестацией со стороны собравшейся у здания суда большой массы публики. Весть об оправдании В. Засулич с большим интересом была встречена и за рубежом. Газеты Франции, Германии, Англии, США, Италии и других стран дали подробную информацию о процессе. Во всех этих сообщениях наряду с Верой Засулич неизменно упоминались имена адвоката П. А. Александрова и председательствовавшего в процессе 34-летнего А. Ф. Кони. За ним по заслугам закрепилась слава судьи, не идущего ни на какие компромиссы с совестью, а в либеральных слоях русского общества о нём открыто заговорили как о человеке, стоящем в оппозиции к самодержавию. Отозвалось на оправдательный приговор Засулич и правительство. Министр К. И. Пален обвинял А. Ф. Кони в нарушениях закона и убеждал его уйти в отставку. Кони остался твёрд в своём решении. Тогда начался долгий период его опалы: он был переведён в гражданский департамент судебной палаты, а в 1900 году оставил судебную деятельность. Гнев императора был настолько велик, что он не пощадил и министра юстиции. Граф Пален вскоре был уволен со своего поста «за небрежное ведение дела В. Засулич».

На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швейцарию.

Уже на второй день после оправдания в кабинете министра возникла служебная записка о необходимости упорядочения уголовных положений. Именным указом дела о вооружённом сопротивлении властям, нападении на чинов войска и полиции и вообще должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, если эти преступления сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий и пр., были переданы военному суду, и виновные лица подлежали наказанию по статье 279 Воинского устава о наказаниях, то есть лишению всех прав состояния и смертной казни. Эта мера была признана своевременной, когда через четыре месяца С. М. Кравчинский убил шефа жандармов Н.В.Мезенцева.

Первая эмиграция

По настоянию друзей и не желая подвергнуться новому аресту, приказ о котором был отдан после оправдательного приговора, Засулич эмигрировала в Швейцарию, где Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. Н. Игнатов и Л. Г. Дейч создали первую марксистскую социал-демократическую группу «Освобождение труда».

В 1879 году тайно возвратилась в Россию, вместе с Дейчем и Плехановым примкнула к «Чёрному переделу». Первой из женщин-революционерок испробовала метод индивидуального террора, но и первой же разочаровалась в его результативности. Участвовала в создании группы «Чёрный передел», члены которой (особенно поначалу) отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористической и заговорщической тактики «Народной воли», были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах.

Вторая эмиграция

В 1880 году вновь эмигрировала, была заграничным представителем «Красного креста» «Народной воли». 1883 году, перейдя на позиции марксизма, вошла в состав группы «Освобождение труда», переводила произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, вела с ними переписку. Она принимала активное участие в деятельности Международного Товарищества рабочих (II Интернационала) - была представительницей российской социал-демократии на трёх его конгрессах в 1896, 1900 и 1904. Решительно отказавшись от прежних своих взглядов, вела пропаганду идей марксизма, отрицала террор - «следствие чувств и понятий, унаследованных от самодержавия».

С 1894 жила в Лондоне, занималась литературным и научным трудом. Её статьи тех лет касались широкого круга исторических, философских, социально-психологических проблем. Монографии Засулич о Руссо и Вольтере были несколько лет спустя, хотя и с большими цензурными купюрами, изданы в России на русском языке, став первой попыткой марксистского толкования значения обоих мыслителей. качестве литературного критика Засулич отрецензировала романы С. М. Кравчинского (Степняка), повести В. А. Слепцова «Трудное время». Резко раскритиковала роман П. Д. Боборыкина «По-другому», полагая, что в своих размышлениях об истории русского революционного движения он исказил суть спора между марксистами и народническими публицистами, Д. И. Писаревым и Н. А. Добролюбовым. Засулич утверждала, что «безнадёжная русская идейность» либералов нуждается «в обновлении, которое несёт марксизм», защищала «первородство подлинных русских революционеров», спасая, как она считала, их образы от «вульгаризации и фальсификации».

Эдуард Эвелинг, упоминая о её визитах к Энгельсу, писал, что «Вера Засулич с момента её приезда в Англию была одним из тех постоянных посетителей дома на Риджентс-парк-род (где жил Фридрих Энгельс), которые не нуждались в специальных приглашениях».

В 1897-1898 годах жила в Швейцарии.

Возвращение в Россию

Могила Засулич на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге. Вера Засулич.

В 1899 году нелегально приехала в Россию по болгарскому паспорту на имя Велики Дмитриевой. Использовала это имя для публикации своих статей, установила связь с местными социал-демократическими группами России. Петербурге познакомилась с В. И. Лениным.

В 1900 году вошла в состав редакций «Искры» и «Зари». Участвовала в конгрессах Второго Интернационала.

На Втором съезде РСДРП (1903) примыкала к искровцам меньшинства; после съезда стала одним из лидеров меньшевизма. 1905 году вернулась в Россию. После революции 1905 года в 1907-1910 годах была одним из «ликвидаторов», то есть сторонников ликвидации подпольных нелегальных партийных структур и создания легальной политической организации.

По поводу позиции социал-демократов в Февральской революции писала:

Социал-демократия не желает допустить к власти либералов, полагая, что единственный революционный хороший класс - это пролетариат, а остальные - предатели.

В марте 1917 вошла в группу правых меньшевиков-оборонцев «Единство», выступала вместе с ними за продолжение войны до победного конца (эти взгляды изложила в брошюре «Верность союзникам». Пг., 1917). апреле подписала воззвание к гражданам России, призывая поддерживать Временное правительство, ставшее коалиционным.

В июле 1917, по мере усиления противостояния большевиков и иных политических сил, заняла твёрдую позицию поддержки действующей власти, была избрана в гласные Петроградской Временной городской думы, от имени «старых революционеров» призывала к объединению для защиты от «объединённых армий врага». Перед самой Октябрьской революцией была выдвинута кандидатом в члены Учредительного собрания.

Октябрьскую революцию 1917 Засулич считала контрреволюционным переворотом, прервавшим нормальное политическое развитие буржуазно-демократической революции, и расценивала созданную большевиками систему советской власти зеркальным отражением царского режима. Она утверждала, что новое властвующее меньшинство просто «подмяло вымирающее от голода и вырождающееся с заткнутым ртом большинство». Утверждая, что большевики «истребляют капиталы, уничтожают крупную промышленность», решалась иногда на публичные выступления (в клубе «Рабочее знамя» 1 апреля 1918). Ленин, критикуя её выступления, тем не менее, признавал, что Засулич является «виднейшим революционером».

«Тяжело жить, не стоит жить», - жаловалась она соратнику по народническому кружку Л. Г. Дейчу, чувствуя неудовлетворённость прожитой жизнью, казнясь совершенными ею ошибками. Тяжело заболев, до последнего часа писала воспоминания, опубликованные посмертно.

Зимой 1919 в её комнате случился пожар. Её приютили жившие в том же дворе две сестры, но у неё началось воспаление лёгких, и она скончалась.

Похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Литературная деятельность

Первое публицистическое произведение - речь к 50-летию польского восстания 1831 года, опубликованное в переводе на польский язык в сборнике Biblioteka «Równosci» (Женева, 1881). Засулич принадлежат очерк истории Международного товарищества рабочих, книги о Ж.-Ж. Руссо (1899, второе издание 1923) и Вольтере (первая русская биография Вольтера «Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность», 1893, второе издание 1909), а также литературно-критические статьи о Д. И. Писареве (1900), Н. Г. Чернышевском, С. М. Кравчинском (Степняке), о повести В. А. Слепцова «Трудное время» (1897), романе П. Д. Боборыкина «По-другому», и других литераторах и произведениях. Войдя в редакцию газеты «Искра», опубликовала в ней статью о Н. А. Добролюбове, некрологи о Глебе Успенском и Михайловском.

После революции 1905 года в поисках заработка бралась за переводы прозы Г. Уэллса («Бог динамо», «В дни кометы», «Человек-невидимка»), романа Вольтера «Белый бык». Состояла в Всероссийском обществе писателей и в Всероссийском литературном обществе. литературно-критических работах Засулич продолжала традиции революционно-демократической литературной критики и публицистики. последние годы писала мемуары, опубликованные посмертно.

ЗАСУЛИЧ ВЕРА ИВАНОВНА

(род. в 1849 г. – ум. в 1919 г.)

Одна из самых известных женщин-террористок России, старейшая марксистка.

Вера Засулич родилась 27 июля 1849 года в семье обедневшего дворянина в селе Михайловка Смоленской губернии. Вскоре после ее рождения умер отец, оставив жену и пятерых детей без средств к существованию. Вера воспитывалась богатыми родственниками, к ней относились как к приживалке, и девочка навсегда усвоила уроки социального неравенства. После окончания школы ее определили в закрытый пансион в Петербурге, где готовили гувернанток и домашних учительниц.

Вскоре Вера стала посещать университетские лекции в качестве вольнослушательницы, работала в переплетной мастерской. Случай свел ее с известным анархистом Сергеем Нечаевым и его сестрой Анной. Вера знакомится с подпольщиками-революционерами, учит рабочих в кружках, агитируя их за революционные перемены. Полиция, следившая за Нечаевыми, арестовала 19-летнюю девушку за то, что та рассылала корреспонденцию нечаевской организации «Народная расправа». В тюрьме она провела два года (из них один год в одиночной камере Петропавловской крепости) в ожидании суда. Неприятие жестокой несправедливости царизма сделало Засулич борцом против тирании и нигилисткой. Синие очки и короткая стрижка делали девушку «модной» революционеркой.

После выхода из тюрьмы ее снова ждал, правда, кратковременный, арест и постоянный полицейский надзор. Ее выслали в Нижегородскую область, где она оказалась без средств к существованию и без знакомых. В Киеве после ссылки Вера вошла в революционную группу народников «Южные бунтари», там же встретилась с молодым революционером Львом Дейчем, бывшим студентом-медиком, который впоследствии станет ее гражданским мужем. «Бунтари» организовывали «хождение в народ» революционной интеллигенции для распространения среди крестьянства революционной пропаганды. Однако «хождение в народ» не принесло ожидаемых результатов. Разочарованная в революционной активности украинского крестьянства, Вера возвратилась в Петербург, где надеялась с большей пользой прожить свою жизнь.

Летом 1877 года вся революционная молодежь России следила за процессом 193-х членов «Народной воли». Жестокое обращение с заключенными, суровые приговоры судов рождали ненависть к власти и ее стражам, желание мстить. Особой ненавистью у революционно настроенной молодежи пользовались прокурор Желеховский и член Сената Жихарев, объявившие беспощадную войну народникам. Засулич и ее подруга Маша Коленкина решили пожертвовать собой и совершить террористический акт, убить Жихарева и Желеховского. В это время в газетах появилось сообщение об избиении в тюрьме каторжанина Боголюбова по приказу генерал-губернатора Трепова, и только за то, что арестант не снял шапку в присутствии Трепова. Боголюбов был запорот розгами до полусмерти (хотя наказание розгами было запрещено), в результате чего помешался.

Вера Засулич и ее подруга решают убить Трепова немедленно. «Процесс 193-х» закончился 23 января 1878 года, а 24 января Вера прошла к генералу Трепову под видом гувернантки за рекомендацией для работы. Когда генерал-губернатор взял ее петицию и повернулся к следующему просителю, Вера вынула из сумочки пистолет и выстрелила в него. Засулич даже не сделала попытки скрыться. Подоспевшие охранники жестоко избили ее. Трепов выжил. Позже он скажет царю: «Эта пуля, быть может, предназначалась вам, Ваше Величество, и я счастлив, что принял ее за вас».

Среди обывателей вспыхнуло увлечение романтической преступницей, якобы из-за любовника стрелявшей в губернатора, в среде интеллигенции назревало недовольство по поводу политических процессов, проходивших за закрытыми дверями и закончившихся вынесением смертного приговора. Веру судил открытый гражданский суд присяжных, к процессу было привлечено огромное внимание публики. Усиленный наряд полиции охранял все входы и выходы из здания суда. Пропускали публику только по пригласительным билетам – как на представление. Судебное разбирательство тянулось целый день. Зал был забит до отказа, улицы вокруг здания суда были запружены народом. Известный адвокат Александров сыграл на общественных настроениях, обвиняя тех, кто привел скромную барышню Веру на скамью подсудимых. Он говорил о суде не над Засулич, а над Треповым и монархической системой. Публика истерически рыдала. Общественное осуждение произвола власти привело к тому, что суд присяжных оправдал Веру Засулич, заявив, что она «не виновна!» На это зал ответил рукоплесканиями, рыданиями, истерическими криками… Люди обнимали и поздравляли друг друга, а по залу неслось: «Браво! Да здравствует суд присяжных!» Адвоката Александрова и Веру Засулич вынесли из зала суда на руках. Это был звездный час революционерки – она вмиг стала самым популярным человеком в России. Однако Засулич так и осталась «героиней одного выстрела».

Несшие на руках Веру студенты затолкали ее в карету, и экипаж во главе колонны из нескольких тысяч возбужденных молодых людей направился к Зимнему дворцу. Казалось, вот-вот самодержавие будет низвергнуто. Но на пути к Зимнему дорогу толпе перегородил взвод жандармов. Молодой человек, сидевший на козлах кареты, в которой ехала Засулич, несколько раз выстрелил в сторону жандармов… Однако революции не получилось. Толпа разошлась, стрелявший молодой человек сам застрелился, а Засулич, боясь нового ареста, бежала в Женеву…

В эмиграции она прославилась как автор многих революционных статей и пропагандистка марксизма. Вскоре Засулич стала активной противницей террора, считая, что успех революции зависит от участия в ней просвещенных и образованных народных масс. Через несколько лет после «своего выстрела» Засулич познакомилась с Плехановым, с которым связала свою политическую деятельность. Вместе они уйдут из «Народной воли», вместе организуют группу «Черный передел». В 1882 году Засулич, Плеханов, Аксельрод, Дейч и Потресов создадут первую марксистскую организацию русских эмигрантов – группу «Освобождение труда». Засулич вела переписку с Марксом и Энгельсом, переводила работы Энгельса, несколько раз встречалась с ним. Но Вера не могла согласиться с догмой Маркса, что социальное и политическое развитие в обществе зависит только от экономики.

Жизнь Засулич в Женеве была посвящена обоснованию идеалистической концепции революции, созданию марксистской группы. Чета Засулич – Дейч жила в Швейцарии крайне скромно, испытывая постоянную нужду в деньгах. В 1885 году Дейч был арестован в Германии и отправлен на каторгу. Заносчивость Плеханова порождала трения внутри организации, у Засулич же с Плехановым и Аксельродом начались расхождения – они критиковали теоретические взгляды Веры.

В 1898 году в Минске состоялся I Съезд РСДРП, а вскоре в Швейцарии прошел конгресс Союза социал-демократов российских эмигрантов. Для того чтобы снять разногласия между двумя марксистскими центрами, Засулич в 1899 году приехала в Петербург. Тогда еще молодой Ульянов старался понравиться известной революционерке, и в результате Засулич пригласила Ленина в редакцию создаваемой газеты «Искра», где было шесть редакторов, среди которых и она сама. Но в 1901 году Плеханов и Ленин с ней рассорились. На II съезде РСДРП Ленин объявил о расколе партии социал-демократов на большевиков и меньшевиков. В своей статье в «Искре» Засулич заявила, что основной причиной раскола в партии явились интриги Ленина, жаждущего власти, после чего Владимир Ильич добился исключения Засулич из состава редакции «Искры», назвав ее статью «морализаторской блевотиной». Позже Засулич осуждала большевиков за проведение экспроприаций.

В 1901 году вернулся Дейч, однако в 1905 году он снова был арестован и сослан в Сибирь, но бежал оттуда в США, где жил до 1917 года. В революционном 1905-м Вера, уже больная туберкулезом, вернулась в Россию. В 1906 году Засулич отошла от революционной деятельности. После Октября 1917 года Засулич написала статью «Социализм Смольного», в которой называла Ленина и большевиков узурпаторами, «оседлавшими Россию» и приведшими ее к тирании и хаосу Гражданской войны. В 1919-м ее как меньшевичку выселяют из собственной квартиры, и знаменитая революционерка вынуждена ютиться на чердаке, жить в холоде и голоде. Все это не прошло даром – она простудилась и вскоре, 8 мая 1919 года, умерла.

Активное противостояние Засулич Ленину привело к тому, что ее теоретические труды не были признаны в СССР, а ее имя было предано забвению…

Из книги Иванькиада автора

Вера Ивановна Бунина Мне советовали обратиться к Вере Ивановне Буниной. Она у нас в кооперативе Председатель (тоже небось надо с большой буквы) ревизионной комиссии. То есть той самой комиссии, которая обязана наблюдать, чтобы правление вершило свои дела в соответствии с

Из книги За нами Москва. Записки офицера. автора Момыш-улы Баурджан

«Мария Ивановна» Как рокот морского прибоя при сильном шторме, доносились издали непрекращающиеся грозные раскаты боев. Над Горюнами эскадрилья за эскадрильей шли наши самолеты. Шли низко, почти прижимаясь к лесу. Выше их, словно буревестники, носились в небе наши

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь седьмая: Оазис в аду автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Наш начальник Вера Ивановна Грязнева Как женщину - мать семейства - я узнала Веру Ивановну лишь почти десять лет спустя, а в те времена, в 1944 году, она была прежде всего нашим начальником.Начальник л/п (лагпункта) ЦБЛ - это хозяин определенного количества рабов, не имеющих

Из книги Книга 1. На рубеже двух столетий автора Белый Андрей

2. Мария Ивановна Лясковская Мария Ивановна Лясковская, урожденная Варгина (собственный дом на Кузнецком), жена Николая Эрастовича Лясковского, профессора химии, о котором писал мой отец: «Я его часто встречал у профессора Николая Эрастовича Лясковского, дом которого был

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

В.И. Засулич Вера ЗасуличЗасулич Вера Ивановна (1849–1919) начала свою революционную деятельность в конце 60-х годов в Москве, где познакомилась с членами кружка Н.А. Ишутина. У нее стали складываться социалистические убеждения.В Петербурге она сблизилась со студенческими

Из книги Том 5. Воспоминания автора

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Вильянова Феврония Ивановна Феврония Ивановна Вильянова (1805–1899) - дочь болдинского пасечника, крепостного дяди поэта В. Л. Пушкина И. С. Вильянова (Вилянова).По утверждению крепостного Пушкиных Михея Савохина: «Пушкин во время проживания в селе Болдине свел знакомство

Из книги Воспоминания автора Вересаев Викентий Викентьевич

Вера Засулич В июле 1877 года, по приказанию петербургского полицмейстера генерала Трепова, был высечен в тюрьме политический заключенный, студент Боголюбов. 24 января 1878 года молодая девушка Вера Засулич явилась к Трепову в качестве просительницы и в тот момент, когда он

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Наталия Ивановна Человеком, пришедшим на помощь нашей многодетной семье, стала маленькая, щупленькая Наталия Ивановна - инвалид 1-й группы. После перелома бедра одна нога у Наталии Ивановны была короче другой, поэтому она ходила с палочкой, с трудом переваливаясь всем

Из книги Как перед Богом автора Кобзон Иосиф

Клавдия Ивановна Шульженко Это был период тех первых, так называемых безголосых, певцов на эстраде, которые поражали своим исполнением. Тогда еще не было электронной техники, которая существует сегодня. Не было таких микрофонов и такой усилительной аппаратуры и, тем не

Из книги Скрещение судеб автора Белкина Мария Иосифовна

МАРИНА ИВАНОВНА …Быть может, умер я, быть может - Заброшен в новый век, А тот, который с вами прожит, Был только волн разбег, И я, ударившись о камни, Окровавлен, но жив, - И видится издалека мне, - Как вас несет отлив. В. Ходасевич Requiem aeternam dona eis… В тетради Ариадны Эфрон

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Мара и Марья Ивановна В Ермакове мы жили в коммунальной квартире на втором этаже двухэтажного деревянного дома. Соседями оказались бывшие кулаки из Ленинградской области, настоящие кулаки, а не выдуманные. То есть богатые крестьяне, раскулаченные и сосланные на север.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПЕТРОВСКАЯ Нина Ивановна псевд. Н. Останин;март 1879 – 23.2.1928Прозаик, переводчица, мемуаристка. Публикации в журналах «Весы», «Перевал», «Золотое руно», «Новая жизнь», «Русская мысль», в альманахе «Гриф». Жена издателя С. Соколова (Кречетова). Прототип Ренаты – героини романа

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Вера Засулич родилась в деревне Михайловка Гжатского уезда Смоленской губернии в обедневшей дворянской семье. Три года (1852) спустя умер её отец, отставной офицер; мать была вынуждена отправить Веру как одну из трёх сестёр к материально более обеспеченным родственникам (Макулич) в деревню Бяколово близ Гжатска. В 1864 году была отдана в московский частный пансион. По окончания пансиона получила диплом домашней учительницы (1867). Около года служила письмоводительницей у мирового судьи в Серпухове (1867-1868). С начала 1868 года в Санкт-Петербурге устроилась переплётчицей и занималась самообразованием.

Приняла участие в революционных кружках. В мае 1869 года была арестована и в 1869-1871 годах находилась в заключении в связи с нечаевским делом, затем - в ссылке в Новгородской губернии, затем в Твери. Вновь была арестована за распространение запрещённой литературы и выслана в Солигалич Костромской губернии.

С конца 1873 года в Харькове училась на акушерских курсах. Стала членом народнической киевского кружка «южных бунтарей». Осенью 1875 года перешла на нелегальное положение. После разгрома группы «южных бунтарей» переехала в Петербург (1877).

24 января (по другим сведениям 28 января) 1878 года стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, по приказу которого был высечен заключённый революционер Боголюбов (Емельянов А.), и ранила его. Оправдательный приговор, вынесенный ей 31 марта 1878 года судом присяжных (председатель суда А. Ф. Кони, защитник П. А. Александров), вызвал единодушное одобрение общественности. По настоянию друзей и не желая подвергнуться новому аресту, приказ о котором был отдан после оправдательного приговора, Засулич эмигрировала в Швейцарию.

В 1879 году возвратилась в Россию, вместе с Л. Г. Дейчем и Г. В. Плехановым примкнула к «Чёрному переделу». В 1880 году вновь эмигрировала, была заграничным представителем «Красного креста» «Народной воли». В 1883 году, перейдя на позиции марксизма, вошла в состав группы «Освобождение труда», переводила произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, вела с ними переписку. В конце 1899 года нелегально приезжала в Россию для установления связи с социал-демократическими группами. В 1900 году вошла в состав редакций «Искры» и «Зари». Участвовала в конгрессах Второго Интернационала.

На Втором съезде РСДРП (1903) примыкала к искровцам меньшинства; после съезда стала одним из лидеров меньшевизма. В 1905 году вернулась в Россию. После революции 1905 года в 1907-1910 годах была одним из «ликвидаторов», т. е. сторонников ликвидации подпольных нелегальных партийных структур и создания легальной политической организации. Во время Первой мировой войны 1914-1918 годов занимала оборонческую позицию («социал-шовинист»), т. е., в отличие от ратовавших за поражение России большевиков, выступала за защиту отечества. В 1917 член меньшевистской группы «Единство». В. И. Ленин, резко критикуя меньшевистскую позицию Засулич, высоко оценивал её прежние революционные заслуги. Октябрьскую революцию 1917 года встретила враждебно, справедливо обвиняя большевиков в узурпации власти и репрессиях.

Литературная деятельность

Первое публицистическое произведение - речь к 50-летию польскоговосстания 1831 года, опубликованное в переводе на польский язык в сборнике Biblioteka „Równosci“ (Женева, 1881). Засулич принадлежат очерк истории Международного товарищества рабочих, книги о Ж. Ж. Руссо (1899, второе издание 1923) и Вольтере (первая русская биография Вольтера «Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность», 1893, второе издание 1909), а также литературно-критические статьи о Д. И. Писареве (1900), Н. Г. Чернышевском, С. М. Кравчинском (Степняке), о повести В. А. Слепцова «Трудное время» (1897), романе П. Д. Боборыкина «По-другому», и других литераторах и произведениях. Войдя в редакцию газеты «Искра», опубликовала в ней статью о Н. А. Добролюбове, некрологи о Глебе Успенском и Михайловском. После революции 1905 года в поисках заработка бралась за переводы прозы Г. Уэллса, романа Вольтера «Белый бык». Состояла в Всероссийском обществе писателей и в Всероссийском литературном обществе. В литературно-критических работах Засулич продолжала традиции революционно-демократической литературной критики и публицистики. В последние годы писала мемуары, опубликованные посмертно.

Приветствую Вас, дорогие друзья на сайте сайт. На линии Андрей Пучков и в этом посте мы поговорим о деле свыше 140-летней давности – о выстреле Веры Засулич 5 февраля 1878 года в градоначальника Петербурга Фёдора Трепова.

Многим покажется, что дело-то ясное, однако всё же в нем есть кое-какие мифы и даже неточности, которые допускают все, кому не лень.

В чем же особенность поступка Веры Засулич? Дело в том, что если Вы, уважаемый читатель, посмотрите уголовные дела 19 века, то обнаружите одну прелюбопытнейшую вещь: все убийства, в которых главными участниками были женщины, связаны с местью за личные обиды. От какой-то женщины ушел муж к любовнице, от какой-то – любовник к жене. В целом мотив мести виден невооруженным глазом.

Вера Засулич же будучи женщиной совершила покушение на жизнь мужчины не из личной мести, и не из каких-то личных соображений. Студента Боголюбова (наст. имя Архип Емельянов) она до поступка Трепова не знала. Возникает вопрос: из каких же соображений обычная петербургская переплетчица книг вздумала покуситься на жизнь Богом забытого студента?

Чтобы разобраться в этом вопросе, разберемся немного в биографии Веры и в самом поступке градоначальника.

Немного Биографии Веры Засулич

Главная фигурантка по делу Боголюбова родилась в одном из сёл Смоленской губернии. Семья ее была из обедневших поляков. Отец ее вскоре умер, и мать отправила дочь к сестрам. В итоге Вера отучилась в частном Московском пансионе и получила диплом домашней учительницы.

Однако, видимо, Веру эта роль не прельщала и она уехала в Петербург. На самом деле и сегодня Санкт-Петербург является городом, в который переезжают из глубинки очень многие мои друзья и знакомые по вузу. Думаю, Вера поехала в интеллигентскую и культурную столицу России по этим же соображениям: вдохнуть дух подлинной культуры и свободных идей

Поступок градоначальник Ф. Трепова

Во второй половине XIX века в тюрьмах Российской империи к арестантам относились крайне ужасно. Ну, представьте, если только с начала правления Александра Второго в России запретили телесные наказания. А до этого добрую тысячу лет их применяли и считали вполне нормальными.

Арестантов за политические мотивы сажали в одиночные камеры, в которых нежные интеллигентские души быстро чахли и уходили в мир иной. Что уж говорить про то, что даже после соответствующего указа Императора, телесные наказания всё равно применялись: по привычке.

Студент Архип Емельянов был арестован за участие молодежи в демонстрации у Казанского собора. Для непосвященных непонятно, за что тут арестовывать. Да хотя бы за то, что они просто собрались. Ведь любые сборища граждан были запрещены Законами Империи. Вот, собрались вы к примеру после работы втроем попить кефира: фига с маслом! Охранка вас сразу загребет.

Студентов в вузах спокойно сажали в карцер при учебном корпусе, причем обычно сажал коммендант…. В общем, было весело.

И вот Архип оказался в камере предварительного заключения. На одной из прогулок по территории внутри тюрьмы вместе с другими заключенными Архип лицом к лицу, как и другие зэки, повстречался с градоначальником. В этот день (13 июля 1877 года) Трепов приехал как обычно с проверочкой. Все арестанты сняли с себя шапки в знак того, что приехало высокое начальство. А студент Боголюбов не снял. Трепов бросил беглый взгляд на «штудента» и приказал посадить его в карцер за такую оплошность.

Петербургский дом предварительного заключения, в котором произошел инцидент с Боголюбовым

Не надо думать, что тюремное начальство было такими уж нелюдями. Никто не собирался его сажать в карцер за такую мелочь. Но на втором круге (зэки гуляли по кругу), Трепов снова наткнулся на Боголюбова и спросил, почему «щенок» ещё не в карцере? На третьем круге Трепов приказал не только посадить молодого человека в карцер но и высечь.

Для непосвященных опять же скажу, что на Руси были такие умельцы, которые розгами с одного-двух ударов могли душу в буквальном смысле «выбить» из растерзанного тела. Собственно, она сама вылетала. А Боголюбова Трепов приказал высечь 25 раз.

Вот и получается, что ни за что.

Дело Веры Засулич

Факт высечения ни в чем не повинного студента стал известен широкой Петербургской общественности в считанные дни. На нежные души революционеров и интеллигенции этот факт оказал ужасное воздействие. Собственно с 1878 года Народная Воля (террористическое ответвление «Земли и Воли») приговорила царя к смертной казни.

Сам Трепов, кстати, на днях после своего поступка приезжал к знаменитому петербургскому адвокату А.Ф. Кони «откушать чаю». В разговоре, как потом вспоминал адвокат, Трепов ничуть не сожалел о своем поступке, хотя и говорил, что нарушил закон. Градоначальник хотел, чтобы Кони выступил председателем на суде присяжных. Заметьте! Не ее адвокатом! А именно председателем. Трепов намекнул, что надо бы решить дело беспристрастно.

В этот же день Кони поехал к министру юстиции графу К.И. Палену, поговорить, что поступок Трепова реально – преступление. Однако министр наоборот стал защищать Трепова. Пален был настолько уверен, что сможет опозорить Засулич и посадить ее на 20 лет в тюрьму, что передал дело суду присяжных.

Министр юстиции, граф К.И. Пален

Однако вернемся в зимний февральский день 5 февраля 1878 года. По последующим показаниям Веры Засулич, никто не собирался ничего делать. Вера ждала: кто же, кто же накажет изверга градоначальника. И она решила сама это сделать, прождав полгода.

После выстрела Трепов (который выжил) и Вера дали показания о том, как всё было.

Градоначальник утверждал, что это был обычный приемный день, когда глава города принимал граждан с обращениями (!). И это в царской России. Странно, что сегодня при демократии главы городов не принимают граждан с обращениями.

Вошла какая-то девушка, вынула пистолет и произвела выстрел в градоначальника. Не попала и намеревалась сделать второй выстрел. Но начальник стражи ее скрутил. Девушка, по словам Трепова, выбивалась, желая совершить выстрел, но ей не дали.

По показаниям самой Веры она сама бросила оружие после первого же выстрела, не желая случайно выстрелить в ни в чем не повинных людей.

Суд над Верой Засулич

Итак, министр юстиции передал уже ставшее громким дело Веры Засулич суду присяжных. К.П. Победоносцев в это время писал будущему царю Александру Третьему: «Идти на суд присяжных с таким делом, в такую минуту, посреди такого общества, как петербургское, — это нешуточное дело».

Стрелявшая хотела защищаться сама…. Да кто ж ей дал бы. В суде было 18 присяжных в числе которых были: 9 чиновников, 1 дворянин, 1 купец, 1 свободный художник. Старшиной присяжных был избран надворный советник А.И. Лохов 😉

Когда министр юстиции К.И. Пален понял, как всё может быть, он стал намекать Кони – председателю суда — , что дескать надо всё правильно решить…. Кони уверил, что будет беспристрастен.

Известный петербургский адвокат А.Ф. Кони

31 марта 1878 года начался суд. Народу набралось столько, что разве только на люстре не сидели. Обвинителем был К.И. Кессель. Защитником (адвокатом) был знаменитый в городе человек П.А. Александров.

На суде Вера подтвердила свои показания. Она сказала, что на нее произвёл сильное впечатление и сам поступок Трепова и его последствия – студент скоро умер. И никто не собирался судить градоначальник. В итоге она решила самолично свершить правосудие.

После обвинительного слова выступил защитник Александров. Он выстроил свою речь так, что ни в коем разе не оправдывал поступка Засулич. Но он указал, что видел на скамье подсудимых разных женщин, и впервые видит женщину, совершившую преступление не из личных побуждений, а из побуждений морали и нравственности.

Также он сказал, что суд конечно может ее осудить, но надломить эту женщину ещё больше вряд ли получиться. Что Вера может выйти осужденной из зала суда, но она не выйдет опозоренной, так как позора в ее поступке нет.

После прений сторон председательствующий Кони задал присяжным три вопроса: «(1) Виновна ли Вера Засулич в том, что решившись отомстить градоначальнику Трепову и приобретя с этой целью револьвер, нанесла 24 января с обдуманным заранее намерением генерала адъютанту Трепову рану в полости таза пулею большого калибра; (2) если Засулич совершила это деяние, то имела ли она заранее обдуманное намерение лишить жизни градоначальника Трепова; (3) если Засулич имела целью лишить градоначальника Трепова, то сделала ли она всё, что от нее зависело для достижения этой цели, причем смерть не наступила от обстоятельств, от Засулич не зависевших».

На всем вопросы присяжные ответили: «Нет, не виновна!». Кони ещё не успел полностью зачитать решение присяжных, как в зале разразились крики восторга и одобрения.

В этот же день, Веру выпустили из тюрьмы. Прокуратура когда отошла от шока, стала искать Засулич, чтобы ее всё таки осудить, подать апелляцию. Но революционеры уже переправили ее на конспиративную квартиру, а затем и за границу.

Справедливости ради стоит сказать, что конечно Вера Засулич совершила покушение на высокое должностное лицо империи. И по всем законам ее следовало упечь на 20-лентюю каторгу в Сибирь. Но тот общественный резонанс, которое получило это дело, привело к тому, что ее оправдали.

А как Вы считаете, Вера Засулич виновна или нет?

С уважением, Андрей Пучков

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Вода в доме - Информационный ресурс