Вода в доме - Информационный ресурс

комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, психология, педагогика, языкознание, археология и др.). Среди основных философских проблем наук о человеке можно выделить следующие: происхождение и основные этапы эволюции человека, человек и среда его обитания, соотношение биологического и социального в человеке, формирование человеческой личности, человек и общество, человек и культура, творческий потенциал человека, сознание и его структура, когнитивные и коммуникационные способности и возможности человека и др.). (См. антропология, человек, гуманитарные науки, педагогические науки, психологические науки и др.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАУКИ о человеке

Психология: наблюдение индивида, его объективного поведения, физических реакций (бихевиоризм), его индивидуального «Я» (интроспекция), его образа действий (Жане) (образ действий = поведение + значение), его отношений с другими (психоанализ); Социальная психология (Тард): поведение неорганизованной толпы; Социология (основатель Конт): наука об организованных группах, об обществе, культурная антропология (наука об институтах), понимающая социология (наука о социальном поведении) этнология (дескриптивное исследование народов); История, наука о прошлом человечества: объективная история: наука о событиях, понимающая история: наука об общих законах (экономических, социологических, политических и т.д.), управляющих общим ходом эволюции; Философия человека: учение о природе человеке и путях его совешенствования; Эстетика - теория прекрасного, теория познания а) физиологическая теория приятного ощущения; б) теория эстетического восприятия (чувства эстетического удовольствия); в) теория эстетического творчества (тайны человеческого творчества); Теория познания, либо теория основания и границ нашего знания (Кант), либо теория науки как человеческого стремления подчинить себе универсум (то, что Гуссерль называет «ноэтическим» анализом). Дает ответ на вопросы: «Что я могу знать?», «Почему я хочу знать?; Мораль пытается дать ответы на вопросы: «Что я должен делать?», «В чем должно заключаться предназначение человека в мире?», «В чем смысл жизни?»; Теория естественного права: изложение должной организации человеческих отношений, рационально вытекающей из природы человека (примиряет его естественное право на уважение, на индивидуальную свобободу с той же естественной необходимостью общественной жизни); Философия религии: интерпретация человеческого сакрального энтузиазма, ритуалов и мифов; Философия существования, осуществляющая анализ человеческого бытия. Наука о человеке составляет, стержень этой философии, прямо ставящей метафизический вопрос: «Что такое человек?»; Евразийская философия: учение о природе мудрости, путях ее постижения человеком и укоренения ее принципов и законов в процессе повседневной жизни.

Антропология - наука о человеке


Термин

Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин «антропология», по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 году: «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 году появилась книга итальянца Галеаццо Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 году вышло сочинение Касмана «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе» и вслед за ней 2-я часть — «О строении человеческого тела в методическом описании».

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение — как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX века и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.

Французские энциклопедисты придавали термину «антропология» очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII — начала XIX века, в частности Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. В течение XIX века и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В советской науке принято строгое разделение терминов «антропология», «этнография», «археология». Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человечества по вещественным источникам, под этнографией — отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Антропология же изучает вариации физического типа человека во времени и в пространстве.


Предыстория

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Постепенное накопление антропологических сведений — данных по анатомии человека, о физических особенностях пародов различных областей земли, общетеоретических представлений о происхождении человека — началось с древнейших времен.

Уже в странах Древнего Востока — в Вавилонии, Египте — проявляли интерес к соседним странам и народам. В графических изображениях, в наскальных надписях и барельефах, в письменных источниках можно встретить немало сведений о народах Передней Азии и Северной Африки. В «Истории» Геродота (V век до н. э.) содержатся интересные данные о племенах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен — жителей Северного Причерноморья. В сочинениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова. Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (I век до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой культуры от первобытности до первых ростков цивилизации, в которой развил идею о естественном происхождении органического мира и человека. В раннее средневековье традиции античных авторов находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни).

Новый подъем антропологических знаний начинается в эпоху великих географических открытий (XV— XVII вв.). Путешественники-европейцы увидели новые страны и континенты со своеобразным, диковинным миром, познакомились с народами далеких материков (Индией, Китаем, Америкой, Африкой), с их культурой, бытом, правами, языками.


Накопление фактического материала

Накопление фактического материала шло неразрывно с построением теорий о происхождении человека с изменением привычных, почти незыблемых воззрении на окружающий мир и природу, рождались идеи о всеобщности закона изменения вещей, о развитии живой природы. Позже, в XVIII в. создавались многочисленные естественные классификации, где человеку отводилось место в отряде приматов, как роду и виду Homo sapiens. Появились первые классификации человеческих рас, в которых ученые пытались систематизировать, упорядочить все многообразие человеческой разноликости. В начале, лишь на чисто визуальных наблюдениях и по оценке внешних различий между людьми «строились» расовые деления, часто с привлечением этнографических описаний — быта, культуры, языка того или иного народа. В классификациях К. Линнея (1775), Ж. Бюффона (1740), а позже И.Ф. Блуменбаха, Дгк. Гентера, П. Кампера и др. уже были предприняты попытки классифицировать человечество, коснувшись вопросов происхождения рас, влияния среды на формирование расовых признаков, сравнительного изучения анатомических особенностей человека, краниологических признаков на черепах, принадлежащих представителям разных рас.

Труды французских философов-материалистов (Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха) и крупнейших биологов-эволюционистов XVIII в. (Ж.-Б. Ламарка, Ж. Кювье, К. Линнея) оказали революционное влияние на развитие многих направлений естествознания, в том числе на антропологию. Задача объяснить сущность природы, рассматривать человека как часть материального мира, подчиненного его законам,— было главным в деятельности французских просветителей. В таких сочинениях мыслителей-материалистов, как «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система природы» П. Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К. Гельвеция четко прослеживается идея о первичности материи, о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия всего существующего. Природа представляет собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь существующий объективно мир природы — единственный предмет познания. Познание природы, материального мира, окружающего человека, а также самого человека, выделившегося из природы, всегда развивалось взаимосвязано и противоречиво. Выделение К. Линнеем человека как вида Ноmо Sарiеns (человек разумный), впервые определившим место человека в общей систематике живой природы, явилось поворотным моментом в общей системе естествознания.

Не менее важным обстоятельством для дальнейшего развития антропологии явилась первая теория эволюции Ж.-Б. Ламарка, крупнейшего предшественника Ч. Дарвина в области биологии. В своем сочинении «Философия зоологии» (1809) он приводит ряд доказательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы, включая и человека, произошли от более древних форм путем эволюционного развития. Во второй половине XVIII века так же начало бурно развиваться естествознание в России.

Огромное значение в развитии передовой общественно-политической жизни имело открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре центром культуры и просвещения в России. В нем работали крупнейшие ученые-просветители конца XVIII в. (Д.С. Аничков, С.В. Десницкий, С.Г. Зыбелин), труды которых хотя и не были непосредственно связаны с антропологией, но, пронизанные глубоко гуманистическими идеями, благотворно влияли на развитие естествознания, в частности, на антропологию. Так, научная и общественная деятельность прогрессивного ученого, врача-гигиениста, автора известных трудов в области медицины (педиатрии, эпидемиологии) С.Г. Зыбелина способствовали познанию человеческого организма, воспитанию и закаливанию детей и тем самым создавали основы одного из разделов отечественной антропологии — возрастной. Очень смелыми для своего времени были взгляды А. Каверзнева, который в своем трактате «Философское рассуждение о перерождении животных», опубликованном вначале на немецком языке, а затем дважды изданном на русском (1778 г.— в Петербурге, а в 1787 г. — в Москве), ставит вопрос об общем происхождении и родственных связях всех животных, включая и человека. Он рассуждает об изменчивости видов, объясняя явление изменчивости животных и человека влиянием на них условий внешней среды, созданием человеком особой искусственной среды, защищающей его от неблагоприятных воздействий. Климат может менять цвет кожи, цвет волос и глаз.

Личность эпохи. Россия

Удивительно яркой личностью для своей эпохи, внесшей заметный вклад в развитие научных знании в России, был В.Н. Татищев. Видный дипломат, политический деятель, военный, талантливый администратор и разносторонний ученый. Татищев в течение многих лет собирал разнообразный материал о России и ее народах. Ему принадлежат многочисленные, фундаментальные труды по этнической истории, географии, лингвистике многих народов государства Российского.

В. Татищев был автором первой в истории мировой науки программы-анкеты для сбора сведений по географии, истории и этнографии различных областей страны. Анкета заключала в себе более 198 вопросов таких, например, как название народа, его происхождение, род занятии, семейные и правовые нормы, различные обряды, верования, болезни, врачевания и т. д. Но главное, в ней содержались вопросы специального антропологического характера, позволяющие подробно описать внешние морфологические признаки. Программа Татищева легла в основу последующих, более подробных антропологических программ-анкет, разработанных для многочисленных этнографических экспедиций, которыми был так богат XVIII век.

Трудно переоценить значение первых русских больших экспедиций, значительная часть которых была организована по инициативе М.В. Ломоносова и проводилась Академией наук с целью всестороннего изучения России. Экспедиции организовывались в отдаленные районы государства для сбора географических и этнографических материалов, среди которых были и первые антропологические описания многих народов Сибири и Камчатки. Так, огромный материал был собран во время Великой Северной, или Второй Камчатской экспедиций (1733—1743) такими учеными, как историк Г.Ф. Миллер, натуралист И.Г. Гмелин, географ Я. Линденау, этнограф С.П. Крашенинников, давших первые антропологические характеристики многим северо-восточным народам — якутам и камчадалам, тунгусам и бурятам, корякам, вогулам, пародам Поволжья (удмуртам, марийцам, чувашам, татарам и др.).

Интересные антропологические и этнографические материалы были собраны Большой академической экспедицией 1768—1774 гг. под руководством академика П.С. Палласа, отдельные отряды которой возглавляли ученые-натуралисты (Н.И. Рычков, И.И. Лепехин, В.Ф. Зуев, Н.Я. Озерецковский, И.Г. Григори). Экспедиция длилась шесть лет и охватила площадь от берегов Белого моря и Забайкальских степей до Закавказья и Москвы. За это время были собранны и описаны многочисленные народы, большая часть которых была еще мало известна.

Сводкой накопленных огромных научных материалов можно считать сочинение И.Г. Григори «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», вышедшее в 1776— 1777 гг. Это была первая попытка дать общую картину этнического состава России и быта отдельных ее народов, классифицировать их по антропологическому типу, языку и происхождению, проанализировать исторические взаимосвязи.

В последние десятилетия XVIII в. был организован еще ряд экспедиции: на Тихоокеанское побережье Северной Америки, на Аляску, Алеутские острова. Они принесли не только ценнейшие этнографические материалы, но и первые в науке описания физического типа многих народов. Экспедиции положили начало самостоятельным антропологическим исследованиям народов России, способствовали развитию интереса к науке о человеке. Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века.


Основные разделы антропологии

Основные разделы антропологии:

  • морфология человека;
  • учение об антропогенезе;
  • расоведение.

Первое Антропологическое общество

Первое Антропологическое общество было основано в Париже в 1859 г. по инициативе известного французского анатома Поля Брока, затем в Лондоне (1863), в Риме (1868), а в последующие годы—во многих столицах европейских государств. В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), основателем, которого был известный ученый-зоолог профессор А.П. Богданов. С его именем снизан первый период отечественной антропологии, который часто называют «богдановским».

Уже с начала деятельности ОЛЕАЭ антропология заняла одно из ведущих мест в его работе. Четко сформулированная программа общества гласила, что оно создается для изучения России «в естественноисторическом отношении и для распространения научных знании в массе публики». — Основные задачи, которые стояли перед ОЛЕАЭ — это сбор коллекций, экспедиции, устройство выставок и музеев, чтение лекции и издание трудов.

В 1864 г., через год после создания ОЛЕАЭ, в его составе был организован антропологический отдел, ставший, по сути, центром антропологических исследований. В программу работ отдела входили антропологические, этнографические и археологические исследования, составление краниологических коллекций и их описание, антропологическое и этнографическое изучение многих племен и народов различных губерний России, выяснение их расовых и этнических особенностей, раскопки курганных могильников и древних кладбищ, сбор археологического материала. В работе антропологического отдела особое место занимала разработка антропологической методики.

Благодаря работе общества в Москве было открыто четыре, выставки, которые легли в основу создания четырех музеев (этнографическая выставка (1867г.); политехническая выставка (1872г.); географическая выставка (1892г.); антропологическая коллекция (1867г.)

В 1888 г. возникло Русское антропологическое общество (РАО) при Петербургском университете, членами которого состояли антропологи, врачи, археологи, этнографы. Основное направление общества — изучение различных этнических общностей России, физическое развитие профессиональных и возрастных категорий населения, популяризация антропологии. В 1893г. в Петербурге был основан еще один антропологический центр при Военно-медицинской академии, руководителем которого стал русский анатом профессор А.И. Таранецкий. Антропологические работы проводились также в Томске, Одессе, Харькове, Тифлисе, Тарту.


Антропология как наука

Антропология это — отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание.

Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками — археологией, этнографией, историей.

Рассматривая последовательное развитие отдельных отраслей естествознания, Энгельс писал: «В конце прошлого века закладываются основы геологии, в новейшее время — так называемой (неудачно) антропологии, опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории».. Эта характеристика антропологии является приложением к конкретной науке общего взгляда Энгельса на классификацию наук. Он указывал, что каждая наука анализирует отдельную форму движения материи или ряд форм движения, связанных между собой и переходящих друг в друга. Поэтому классификация наук есть классификация или иерархия форм движения. «Подобно тому, как одна форма движений развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой». Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропологии не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология исследует насекомых, орнитология — птиц и т. п. Антропологию человека изучают более 200 наук.

Антропология имеет междисциплинарный характер. Отметим науки, которые имеют самое непосредственное отношение к антропологии:

  • Биология — система наук о живой природе. Изучает строение и функционирования живой системы. Биология — естественнонаучная наука для изучения человека в окружающем мире.
  • Психология — изучает психику поведения человека и животных. Соц. психология — изучает межличностные отношения в малых группах человека. Социология — рассматривает социальные явления, рассмотренные сквозь призму взаимодействия людей. С точки зрения антропологии интересует отношения человека в обществе.
  • Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед.) — наука изучает бытность и культ особенностей народов мира.
  • Этнос- происхождение народов. Этнография — расселение народов. Философия — изучаете наиболее общие законы общества и познания.
  • Культурология — изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем. Антропология — культура как показатель развития человека.

Задача антропологии

Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественноисторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только «с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его существования».


Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривают в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

Под биологическим понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы, обусловливающие функционирование человеческого организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии и медицины.

В последние годы особенно заметных результатов достигла генетика, в том числе в расшифровке генома человека - совокупности всей генетической информации человеческого организма, зашифрованной в структуре ДНК. С одной стороны, развитие биологии и медицины вселяет надежду на освобождение человека от многих ранее неизлечимых болезней. А с другой стороны, порождает новые философские и этические проблемы, связанные с изменением традиционных представлений о жизни и смерти, сущности человека, его специфических свойствах.

Психическое - синоним внутреннего мира человека. Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т. п. Познанием психического занимается психология. Одной из основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его многомерности, сложности и противоречивости.

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек - это общество в миниатюре. В нем в «свернутом» (концентрированном) виде отражено все общество с присущими ему состояниями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что науки об обществе в конечном счете изучают человека.

Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры - мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.

Космическое - еще одно направление познания человека. Философское осмысление проблемы человека тесно связано с проблемой его взаимоотношений со Вселенной. Уже в далеком прошлом мыслители рассматривали человека как микрокосм в составе макрокосмоса. Эта связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, астрологии, философии, научных теориях. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ни у кого сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной. Ритмы Космоса оказывают влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в макро- и микромире. Обострение экологических проблем вплотную подвело человека к необходимости осознания себя как частицы ноосферы.

Однако, несмотря на то что во многих названиях современных областей знаний звучит слово «антропология» (культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, даже поэтическая антропология), современные науки пока еще не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека. Но все чаще слышатся голоса о необходимости создания особой науки о человеке, как бы она ни называлась - общее человековедение, теоретическая антропология или просто наука о человеке.

«По степени «обращённости» к человеку совокупность соответствующих представлений можно представить в качестве некоего континуума. На одном его полюсе находятся схемы, в которых человек как специальный предмет для исследования отсутствует вовсе, во всяком случае в ряде дисциплин, где он традиционно присутствовал. На другом полюсе - концепции, где человек - в той или иной степени объект изучения если не всех, то очень многих дисциплин. Между этими полюсами можно расположить практически все сколько-нибудь значимые схемы.

Приведу в пример лишь две концепции, которые как бы образуют границы континуума.

Первая классификация принадлежит Э.В. Соколову, его статья на эту тему опубликована в журнале «Человек» (Соколов Э.В., Четыре науки XXI века // Человек, 2002 г., N 1).

Автор выделяет четыре «мира», в которых живет и работает наука: мир идей, мир природы, мир культуры и мир человеческий, жизненный, практический. Этим мирам соответствуют и основные науки (я бы назвал их «метанауками», поскольку каждая из них должна состоять из нескольких дисциплин): интеллектуалистика (искусство оперировать идеями), естествознание (природоведение), культурология (понимание культуры) и праксеология (теория действия). В этой классификации по-своему реализована идея комплексности. Культурология призвана создать многомерный образ человеческого мира, праксеология - системную методологию деятельности. Однако человек как предмет «тотального» междисциплинарного анализа здесь четко не эксплицирован.

Вторую классификацию предложил В.Г. Борзенков. Озвучиваю её с любезного разрешения автора. По его данным, насчитывается около 200 научных дисциплин, так или иначе занимающихся исследованием человека. Все их можно объединить в несколько блоков:

Науки о человеке как биологическом виде (приматология, археология, палеосоциология, палеолингвистика, генетика популяций, биохимия человека и др.);

Науки о человечестве (социология, экономика, демография, этнография, политология, культурология и др.);

Науки о взаимодействии человека с природой, о ноосфере и освоении космоса (общая и социальная экология, биогеохимия, натурсоциология, космическая медицина, космическая психология и др.);

Науки о личности или персоналистика (социальная психология, педагогика, этика, эстетика, языкознание, психология отношений и др.);

Науки об онтогенетике человека (онтопсихофизиология, эмбриология человека, возрастная психология, педагогика, аксиология, геронтология и др.);

Науки о человеке как субъекте теоретической и практической деятельности (генетическая психология, эпистемология, эргономика, инженерная психология, семиотика, эвристика и др.).

Эту классификацию я бы назвал концепцией «экстенсивной экспансии» человековедческой проблематики в различные отрасли знаний.

Какое же место в данном континууме должно занимать человекознание (человековедение)? Ответ на этот вопрос требует решения ряда фундаментальных проблем методологии и философии науки, на которых я не имею возможности остановиться. Но, безусловно, важную роль в их решении играет представление о том, что представляет человек как предмет исследования. Хотя бы в общих чертах. Нельзя обсуждать возможность создания науки, предмет которой не определён.

Я отдаю себе отчет в том, что выдвижение дефиниций отдаёт схоластическим теоретизированием. Более того, я являюсь сторонником запрета М. Шелера на определение природы и сущности человека, поскольку такое определение ограничивает свободу человека и противоречит его незавершенности. И тем не менее.

По моему мнению, есть четыре основных понятия, которые описывают проблемное поле изучения человека. Первое - человек как родовое существо, как вид Homo sapiens. Второе - человек как индивид, субъект общественных отношений, социальных процессов и т. д. Третье - человек как личность, индивидуум, обладающий неким набором интеллектуально-эмоциональных способностей. Наконец, человек как неповторимая индивидуальность.

Отсюда можно сформулировать следующее определение человека: человек - это биологический вид Homo sapiens, существующий в многообразных формах социальной организации, обладающий сложной системой интеллектуально-эмоциональных способностей (качеств) и наделенный неповторимой индивидуальностью.

Эвристическая ценность дефиниции определяется многими обстоятельствами. Хотел бы обратить внимание на следующее. Сформулированный подход открывает, на мой взгляд, возможность учитывать в исследовании очень важную для человекознания дилемму - дилемму между множественностью, многообразием проявлений человеческой природы в различных формах социальной жизни и уникальностью каждого такого проявления в личностном, индивидуальном».

Мануильский М.А., Выступление на круглом столе»Как возможна единая наука о человеке?», Проблема моделирования когнитивной эволюции, в Сб.: Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б.Г. Юдина, М., «Прогресс-Традиция», 2007 г., с. 303-305.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Рис. 1.4. Структура понятия «индивидуальность» (по Б. Г. Ананьеву)

Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homosapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине. Однако эти исследования носили узко-профильный, недостаточно систематизированный, а самое главное, противоречивый характер, и человек чаще всего противопоставлялся в них живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.

Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий - от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.

Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип Человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.

Учение об антропогенезе - происхождении и развитии человека - также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия.

Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу прежде всего надо отнести физиологию высшей нервной деятельности. Благодаря И. П. Павлову, проявившего большой интерес к некоторым генетическим проблемам высшей нервной деятельности, наиболее сформировавшимся отделом сравнительной физиологии стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов.


Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н. Н. Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизм поведения человека и закономерности его психического развития.

Существуют науки, которые по соприкасаются непосредственно с учением о антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология.Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка - один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи - центральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одни;

из основных отличий человека от животных.

В связи с тем, что мы коснулись проблем социогенеза, следует отметить общественные науки, которые самым тесным образом связаны с проблемой антропогенеза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человеческого общества, и история первобытной культуры.

Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. На рис. 1.5 представлена классификация Б. Г. Ананьева основных проблем и наук о Homosapiens. Центральное место среди наук, изучающих происхождение и развитие человека как самостоятельного биологического вида, занимает антропология. Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира (пограничный этап «антрогюгенеза-социогенеза») и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития.

Вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный, является центральным в науках, изучающих антропогенез, и до настоящего времени на него нет однозначного ответа. Существует несколько точек зрения на данную проблему. Одна из них основана на следующем предположении: в результате мутации мозг человека превратился в супермозг, что позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Этой точки зрения придерживается П. Шошар. Согласно этой точке зрения в историческое время органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.

Существует и другая точка зрения, которая основывается на предположении о том, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к каче-

Рис. 1.5. Науки, изучающие человека как биологический объект

ственным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществляться по другим законам, отличающимся от законов естественного отбора. Но то, что тело и мозг остаются в целом неизменными, не означает, что не происходит никакого развития. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдаются прогрессивное развитие различных отделов полушария, обособление новых извилин, формирование новых борозд. Поэтому на вопрос о том, будет ли изменяться человек, можно дать утвердительный ответ. Однако эти эволюционные изменения главным образом

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Вода в доме - Информационный ресурс