Вода в доме - Информационный ресурс

Тест по русскому языку в 9 классе по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

Тест 1. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном сложном предложении?

  1. Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе (А. Фет).

  1. Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты (А. К. Толстой).

А. Перечислительные отношения.

Б. Сопоставительные отношения.

Тест 2. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с бессоюзной связью?

  1. В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы (Д. Мережковский).
  2. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку (П. Суздалев).

А. Двоеточие и запятая.

Б. Двоеточие и точка с запятой.

В. запятая и двоеточие.

Г. Точка с запятой и двоеточие.

Тест 3. Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении.

  1. Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку

(О. Орлов).

  1. Всё моё счастье было в этой женщине – вы отняли её (А. Аверченко).

Б. Вторая часть заключает в себе вывод, следствие.

Г. Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действий.

Д. Первая часть указывает на время или условие того, о чём говорится во второй.

Тест 4. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил её края (Ф. Тютчев).

  1. Тире.
  2. Запятая.
  3. Точка с запятой.

Тест 5. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано (К. Паустовский).

  1. Вторая часть дополняет содержание первой.
  2. Вторая часть поясняет первую.
  3. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

Тест 6. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляемых событий в структуре БСС?

Распластались во мраке платаны,

Ночь брильянтовой чашей горит,

Дремлют горы, темны и туманны,

Кипарис, как живой, говорит (Н. Заболоцкий).

  1. С помощью перечислительной интонации.
  2. С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых.
  3. С помощью соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Тест 7. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.

На дороге порой замечалось некоторое оживление: стремительно шёл навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца (А. Ладинский).

  1. Предложение содержит 4 части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и четвёртой частями.
  2. Предложение содержит 4 части с отношениями причинного пояснения между 1-ой и 2-ой частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между 2-ой и 3-ей, 3-ей и 4-ой частями

Тест 8. Рассмотрите сложное предложение с комбинацией сочинительной и бессоюзной связи. Определите, какая связь является основной. Укажите число частей, установите виды отношений между ними.

Все окна завалило снегом, и церковка дрожала, - такая разыгралась пурга (А.Н. Толстой).

  1. В предложении три части, между 1-ой и 2-ой частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности, а между 2-ой и 3-ей частями – причинные отношения; ведущая связь – бессоюзная.
  2. В предложении три части, между 1-ой и 2-ой частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком частичной одновременности событий, а между 2-ой и 3-ей частями – отношения вывода, следствия; ведущая связь – бессоюзная.

Тест 9. Рассмотрите сложное многочленное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Какая связь является основной? Укажите число частей, определите виды отношений между ними.

Смысл и ценность «Письма к учёному соседу» раскрывается в поной мере лишь в сопоставлении с «письмами» рядовых юмористов малой прессы; без этого фона оно воспринимается как обычная удачная юмореска, каких у молодого Чехова было сотни (М. Горький).

  1. В предложении три части, между 1 и 2 устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной одновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких; ведущая связь – бессоюзная.
  2. В предложении три части, между 1 и 2 устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких; ведущая связь – бессоюзная.

Тест 10. Определите структуру сложного предложения.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке,

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, -

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встаёт предо мной (Н. Заболоцкий).

  1. Сложное многочленное предложение.
  2. Период.

Ответы

1 – 1А, 2Б

2 – 1Г, 2А

3 – 1Д, 2В

4- 1

5 – 3

6 – 2

7 – 1

8 – 2

9 – 1

1 вариант
1. Определите бессоюзное сложное предложение
А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
В)То солнце светит, то идёт дождь.
С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
D) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
В) Май холодный ­ год хлебородный.
С) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
D) То солнце светит, то идёт дождь
Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.
3. Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.
А) двоеточие
В) тире
С) запятая
Д) точка с запятой
Е) запятая и тире

С) Становится легче, когда песню поёшь.
D) Поспешишь ­ людей насмешишь.
Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится.
А) Где любовь и совет, там и горя нет.
В) Наступила ночь, но было светло.
С) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
Е) Труд человека кормит ­ лень портит.
одновременности.

С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.

D) Время красит, безвременье старит.
Е) Мир строит ­ война разрушает.
7. Определите бессоюзное сложное предложение со значением
последовательности
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды.
С) Время красит, безвременье старит.
Е) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно.
8. Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.
А) двоеточие
В) тире
С) запятая
Д) точка с запятой
Е) тире и запятая
А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
В) Время красит, безвременье старит.
С) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно.
D) Мир строит ­ война разрушает.
Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи.
10 Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу
и солнцу ()капли, падая с них, ударялись о лед.
А) двоеточие
В) тире
С) запятая
Д) точка с запятой
Е) запятая и тире
А) Был вечер, на небе блестели звёзды.
В) Не спеши языком ­ торопись делом.
С) Я доверяю любящим: они великодушны.
D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
Е) Поспешишь ­ людей насмешишь.
12. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
(знаки не расставлены)
В) Я доверяю любящим они великодушны


D) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.
13. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
(знаки не расставлены)
А) Я доверяю любящим они великодушны
В) Поспешишь людей насмешишь.
С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
D) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
14. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным
А) Май холодный год хлебородный.
С) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
D) Поспешишь людей насмешишь.
Е) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели.
15. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным
двоеточием (знаки не расставлены)
А) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
В) Ученье красота неученье слепота.
С) За всё браться ничего не сделать.
D) Я доверяю любящим они великодушны
Е) Технику любишь мастером будешь.
16. Определите количество пропущенных знаков препинания
По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки
отцветает черёмуха.
А) Две запятые, тире
В) Три запятые
С) Одна запятая, двоеточие
D) Одна запятая, тире
Е) Две запятые, двоеточие
17. Определите количество пропущенных знаков препинания
Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые
колени добродушно улыбнулся.
А) Двоеточие, три запятых
В) Четыре запятые
С) Двоеточие, две запятых

D) Три запятые
Е) Две запятых, тире
18. Определите количество пропущенных знаков препинания
Дует ветер деревья качаются и точно идут с горы к морю встряхивая
вершинами.
А) Две запятые
В) Нет запятых
С) Одна запятая
D) Тире, одна запятая
Е) Три запятые
19. Определите количество пропущенных знаков препинания
И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега
готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
А) 4
В) 3
С) 5
D) 2
Е) 6
20. Определите количество пропущенных знаков препинания
Море дремлет и дышит опаловым туманом синеватая вода блестит сталью
крепкий запах морской соли густо льётся на берег.
А) 1
В) 3
С) нет запятых
D) 2
Е) 4
Ответы на тест вариант 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
0
а в в д е а в а с д
1
1
е
1
2
а
1
3
в
1
4
с
1
5
д
1
6
е
1
7
в
1
8
а
1
9
с
20
д

2 вариант
1. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Идти было трудно: солнце палило нещадно.
1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.
2. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
3. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный ­ год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь
4. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.
5. Определите бессоюзное сложное предложение
1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.

6. Определите бессоюзное сложное предложение со значением
одновременности.




7.Определите бессоюзное сложное предложение со значением
последовательности
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями
сопоставления
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно­синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.
9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра ­ выйти невозможно.
4) Мир строит ­ война разрушает.
10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени
1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком ­ торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело ­ я зажёг лампу.
11. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия
1) Не спеши языком ­ торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь ­ людей насмешишь.
12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком­нибудь замечательном произведении - у него явится позыв
познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок:
нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой
кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда­то. (Г. Иванов)
13. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.
1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о
войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё
положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и
откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)
14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.
1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения
15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами
поют дети.
1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения
16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Лето припасает - зима поедает.
1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

17. Какие отношения устанавливаются между частями сложного
бессоюзного предложения?
Он шел рядом: таков был долг адъютанта.
1) изъяснительные отношения
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения перечисления
18. В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:
1) перечисляются какие­то факты
2) вторая часть дополняет смысл первой
3) вторая часть раскрывает содержание первой
4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.
19. Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на
прозрачном небе.
1) двоеточие
2) тире
3) запятая
4) точка с запятой
20.Определите бессоюзное сложное предложение
1) Наступила ночь, но было светло.
2) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
3) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
4) Труд человека кормит ­ лень портит.
Ответы на тест 2 вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
0
3 1 2 3 4 1 2 4 3 4
1
1
4
12
13
2,
3
2,
4
1
4
4
1
5
1
1
6
3
1
7
3
1
8
3
1
9
1
20
4

Тест для 9 класса по теме " Бессоюзные сложные предложения ".

На выполнение работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 19 тестовых заданий с выбором ответов. Задания 1-15,17,18 с одним правильным ответом.). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный. Задания 16,18 с выбором ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в задании оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Шкала соответствия тестовых баллов и школьных отметок.

Меньше 12 б. – «2»

1. Найдите бессоюзное сложное предложение .

1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом

2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости

2) Закуковала кукушка – сей ячмень
3) Ум хорошо, а два лучше
4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми
3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба
2) Красные дни – сей пшеницу
3) Труд человека кормит – лень портит
4) Ученый без трудов – дерево без плодов
4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором.
2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом.
3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.
4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго.
5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары
2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь
3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули
4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову

6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась

2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно
3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня


7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно
2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня
3) Алешка поднялся заря еще не занималась
4) Зима недаром злится прошла ее пора
8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно
2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет
3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза
4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя
9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой
2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу
3) Ученые без трудов дерево без плодов
4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам

10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).
1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы
2) Молвит слово соловей поет
3) Выглянуло солнце и сразу потеплело
4) На улице холодно и надо одеться потеплее
11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило
2) Сделал дело - гуляй смело
3) Лес молчит, в полях идет снег
4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше

12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать
2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо
3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки
4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания

13. Укажите неверное утверждение.

1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие

2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие

3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты

4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире

14. Какой знак препинания нужен для разделения частей БСП ?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил её края. (Ф. Тютчев).

Б) Запятая.

В) Точка с запятой.

15. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А) Дрова все вышли топить нечем.

Б) Печален я со мною друга нет.

В) Поезд ушёл его огни исчезли.

Г) В феврале много инея на деревьях будет много мёда.

Д) Ветер подул с гор будет дождь.

16. Найдите БСП, между частями которых надо поставить тире .

А) Странный случай произошёл в дороге совершенно поиздержался.

В) Лес рубят щепки летят.

Г) Утро было чудесным умытый лес улыбался, пели птицы.

Д) Любишь кататься люби и саночки возить.

Е) Богатому не спится богатый вора боится.

17. Укажите предложение, соответствующее схеме: : [пояснение] (знаки препинания не расставлены).

А) В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Б) Утро было чудесным умытый лес улыбался пели птицы.

В) Семён Иванович оглянулся спрятаться было негде.

Г) Прошли дожди не проехать нам по лесным болотистым дорогам.

18. Объясните употребление двоеточия в структуре БСП.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано. (К. Паустовский).

А) Вторая часть поясняет первую.

Б) Вторая часть дополняет содержание первой.

В) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

19. Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.

А) А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык.

Б) Мне всегда казалось, молод я всегда.

В) Вдруг оглянулся – позади века.

Г) Превосходная должность – быть на земле человеком.

Д) В железном вихре ветра и колёс кружился дым и падал под откос.

Упражнение 1.

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.

Упражнение 2.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго - устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна - запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 3.

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому помолодеть. 5) Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь. (Пословицы)


Упражнение 4.

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе - дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую - колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда - рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражение 5.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка - шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут - не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость - я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина - природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

Упражнение 6.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

Упражнение 7.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию. В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Упражнение 8.

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упражнение 9.

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упражнение 10.

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга - будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто - они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев - на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо - ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой - сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето - он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться - он пуще чванится (пословица).

Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный - год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
4) Труд человека кормит - лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.




6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.

7. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
4) Мир строит - война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком - торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело - я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия

1) Не спеши языком - торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь - людей насмешишь.

11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)

12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает - зима поедает.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Он шел рядом: таков был долг адъютанта.

1) изъяснительные отношения
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения перечисления

Тест для 9 класса по теме " Бессоюзные сложные предложения ".
Работа включает в себя 13 тестовых заданий с одним правильным ответом.
Русский язык 9 класс |

1. Найдите бессоюзное сложное предложение.
1) Любите книгу: она откроет вам много интересного 2) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил 3) Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём 4) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом
2. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.
1) Злой плачет от зависти – добрый от радости
2) Закуковала кукушка – сей ячмень 3) Ум хорошо, а два лучше 4) Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми 3. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сопоставления.
1) Много снега – много хлеба 2) Красные дни – сей пшеницу3) Труд человека кормит – лень портит 4) Ученый без трудов – дерево без плодов4. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Мир строит – война разрушает.
1) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором. 2) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом. 3) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. 4) Содержание первого сравнивается с содержанием второго. 5. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Вдалеке всё было в легком светлом тумане и мостовая в конце улицы блестела под солнцем как золотая и по ней прогуливались влюбленные пары 2) Ещё на вершинах гор догорал день но в ущелье отовсюду темно смотрела ночь3) Он встретил её взгляд спокойно но затем веки его дрогнули 4) Капитан иногда просыпался швырял через окно в шакалов принесенными днем камнями и странные мысли приходили ему в голову
6. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Алешка поднялся заря еще не занималась
2) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 3) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня
4) Зима недаром злится прошла ее пора
7. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно 2) Сказал слово ласковое душевное крылья выросли у меня 3) Алешка поднялся заря еще не занималась 4) Зима недаром злится прошла ее пора 8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Князь Лыков не противоречил это было бы напрасно2) Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет3) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза4) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя 9. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире.
1) Искусство перевоплощения необходимо не владея им актер может остаться в спектакле всего лишь самим собой 2) Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу 3) Ученые без трудов дерево без плодов 4) Желтые листья роняет осень красные летят по лесам
10. Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).1) Не легко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы 2) Молвит слово соловей поет 3) Выглянуло солнце и сразу потеплело4) На улице холодно и надо одеться потеплее 11. Укажите БСП со значением условия.
1) Зашло солнышко, все вокруг ожило 2) Сделал дело - гуляй смело 3) Лес молчит, в полях идет снег 4) Дождик кончился сразу, туча пошла дальше

12. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.
1) Есть желание учиться будет желание и время созидать 2) Светлеет воздух видней дорога яснеет небо 3) Не сули журавля в небе дай синицу в руки 4) Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания

13. Укажите неверное утверждение.
1) Между предложениями, входящими в состав БСП, могут ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
2) Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие
3) Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты
4) Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире

Ответы к тесту.
1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 4; 7 - 4; 8 - 2; 9 - 3; 10 - 1; 11 - 2; 12 - 4; 13 -4

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Вода в доме - Информационный ресурс