Вода в доме - Информационный ресурс

Ни одна из школ консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия клиента и консультанта. Поэтому, Р. Кочюнас, вслед за Б.Гилландом, предлагает рассматривать общую модель структуры консультативного процесса, называемого эклектической, и включающей несколько этапов:

1) Исследование проблемы. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, проявить максимальную искренность, внимание, сочувствие. Следует поощрять клиента раскрываться, углубляться в свою проблему;

2) Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремиться точно, охарактеризовать проблему клиента. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания проблемы. Г.С. Абрамова пишет: « Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?». Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент все таки пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы».

3) Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы решения проблем. Можно составить список возможных решений. Следует найти такие решения, которые клиент может использовать непосредственно.

4) Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие решения являются реалистичными с точки зрения его, клиента, опыта и желания измениться. Реалистичность проверяется средствами ролевых игр, репетиций действий и др. Г.С. Абрамова, описывая интервью в структуре консультирования, отмечает: «На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей. Действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения. Психологу надо относиться к этому спокойно, так как эффект от консультирования определяется, скорее не действиями, а переживаниями клиента, которые приводят к медленному изменению»;

5) Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту построить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа.

6) Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения.

Такая структура не является жестко заданной. У консультанта должны быть общие установки, структурирующие процесс консультирования сообразно с реальностью:

1) Не бывает двух одинаковых клиентов, поэтому каждое взаимодействие неповторимо;

2) В процессе консультирования постоянно изменяются и консультант, и клиент;

3) Самым лучшим экспертом своих проблем является сам клиент, поэтому в процессе консультирования следует помочь ему принять на себя ответственность за свои решения;

4) В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании нельзя добиваться цели любой ценой. Клиент должен в эмоциональном плане чувствовать себя, по крайней мере, удовлетворительно;

5) Консультант должен помнить, что не может прожить жизнь другого человека, и несет ответственность за свою. Но он обязан подключить весь свой профессионализм, чтобы помочь клиенту;

6) Не следует ожидать немедленного или неизменного успеха. Эффект от консультирования может сказаться намного позже.

Самоизменение – это процесс, состоящий из эмоциональных взлетов и падений, поэтому клиенту иногда может становиться и хуже. 7) Консультант соблюдает этические требования профессии; 8) Для разрешения проблем могут быть использованы разные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего; 9) Некоторые проблемы в принципе неразрешимы. Например, проблемы вины за упущенные в жизни возможности. В таких случаях консультант может помочь смириться с неизбежным положением вещей; 10) Эффективное консультирование – это процесс, выполняемый вместе с клиентом, а не вместо клиента.

Симптомы и факторы эскалации
Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Симптомами эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение о...

Принцип "всегда есть главарь"
Чем выше взбираешься по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени Поскольку мужчинам на работе, как правило, важно обладать властью, особое значение приобретает собственное позиционирование в системе власти. Поэт...

Психологические особенности переговоров
В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальны...

Ни одна из теоретических ориентации или школ психологи­ ческого консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим са­ мую общую модель структуры консультативного процесса, назы­ ваемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант уста­ навливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, гово­ рящего о своих трудностях, и проявить максимальную ис­ кренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и мани­ пулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рас­ смотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консуль­ тант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; про­ блемы определяются конкретными понятиями. Точное опре­ деление проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуть­ ся к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы ре­ шения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консуль­ тант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навя­ зывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче срав­ нивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.



4. Планирование. На этой стадии осуществляется крити­ ческая оценка выбранных альтернатив решения. Консуль­ тант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения пре­ дыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Со­ ставление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­ шимы. Некоторые проблемы требуют слишком много вре­ мени; другие могут быть решены лишь частично посред­ ством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последова­ тельная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоя­ тельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пони­ манием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения пробле­ мы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (сте­ пень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые ре­ зультаты. В случае надобности возможно уточнение плана ре­ шения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, по­ могает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практи­ ческой работе одни стадии смыкаются с другими, и их вза­ имозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, - в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода кон­ сультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют мно­ гие элементы, речь о которых пойдет ниже. Перечислим об­ щие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций кон­ сультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, раз­ виваются, существуют в контексте уникальных человечес­ ких жизней, то и сами проблемы в действительности явля­ ются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаи­ модействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант по­ стоянно изменяются сообразно их отношениям; в психоло­ гическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Виде­ ние собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности кли­ ента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подклю­ чить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каж­ дой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, по­ тому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей про­ фессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы - это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант дол­ жен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и сми­ риться с ней.

10. Эффективное консультирование - это процесс, кото­ рый выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

К вопросу структуры процесса мы еще вернемся при конкретном обсуждении хода консультирования.

КОНСУЛЬТАНТ

2.1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ­ ТИРОВАНИИ

В практике психологического консультирования и пси­ хотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важней­ шими аспектами жизни человека. Консультант всегда со­ вместно с клиентом обсуждает незначительные и суще­ ственные проблемы своего подопечного и стремится по­ мочь клиенту:

Разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

Разрешить множество эмоциональных проблем и запу­ танные межличностные отношения;

Преодолеть чувство внутреннего хаоса - сделать непо­ нятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе гово­ ря, возникает вопрос определения роли консультанта. Пред­ ставляет ли собой консультант друга клиента, профессио­ нального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру - излучателя аб­ солютной истины? Многих, особенно начинающих консуль­ тантов, приводит в замешательство отсутствие универсаль­ ного ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказа­ ния психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретичес­ кой ориентации, его квалификации, личностных черт, на­ конец, от ожиданий клиента.

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потреб­ ностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные про­ блемы - где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим отве­ ты на все вопросы клиента или еще хуже - будет навязы­ вать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит за­ висимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консуль­ тант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психо­ терапии следует чаще вспоминать слова знаменитого пси­ хотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бес­ конечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстере­ гает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Бу­ дем откровенны - мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный вы­ бор, - значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."

Самый общий ответ о роли консультанта кроется в пони­ мании сущности процесса консультирования. Основная зада­ ча консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Кли­ ентам во время консультирования следует искренне оцени­ вать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтичес­ ком пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование - это деятельность консуль­ танта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем явля­ ется консультант, а во втором - что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиен­ ту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу прихо­ дится ограничивать, если консультант чувствует, что в дан­ ный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал рас­ крытия" клиентов,

Руководствуясь таким пониманием процесса консульти­ рования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие роле­ вые функции консультанта:

Построение отношений с клиентом на взаимном дове­ рии;

Выявление альтернатив самопонимания и способов де­ ятельности клиентов;

Непосредственное "вхождение" в жизненные обстоя­ тельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

Создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

Постоянное совершенствование процесса консультиро­ вания.

Если таким образом в общих чертах представить содержа­ ние роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования яв­ ляется ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА - МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА

Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоанали­ тик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия - это не теорети­ ческое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консуль­ танта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Сristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преус­ певающего консультанта отличают от неудачника черты лич­ ности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотера­ певта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинс­ кое образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная тех­ ника психологического консультирования - это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совер­ шенствование личности клиента, является личность консуль­ танта (А. Аdler: "техника лечения заложена в Вас").

А. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологи­ ческое консультирование принято считать необычными про­ фессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирски­ ми святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос:

"КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕД­ СТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ-КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИО­ НАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРО­ БЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?"

Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая ска­ занное, подчеркнем, что эффективность консультанта опре­ деляется свойствами личности, профессиональными знания­ ми и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, кото­ рый и является стержнем психологического консультирова­ ния. В итоге от консультативного контакта зависит оконча­ тельный эффект консультирования - изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Ваlint и Е. Ваlint писали:

"Знание можно получить из книг или лекций, навыки при­ обретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответ­ ствующие качества личности психотерапевта".

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области достаточно много, од­ нако однозначного ответа о свойствах личности, способству­ ющих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "ис­ кренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались по­ пытки выделить свойства личности, необходимые консуль­ танту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Сristiani, 1990):

Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Вuber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

Чувствительность к установкам и поведению других людей;

Эмоциональная стабильность и объективность;

Способность вызывать доверие других людей;

Уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необ­ ходимых консультанту (цит. по: Оеог§е, СпзНаш, 1990):

Доверие к людям;

Уважение ценностей другой личности;

Проницательность;

Отсутствие предубеждений;

Самопонимание;

Сознание профессионального долга.

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чут­ кость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замк­ нутость, склонность использовать клиентов для удовлетво­ рения своих потребностей, неумение быть терпимым к раз­ личным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

А. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождеств­ ляться с людьми, а не с предметами.

Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), иссле­ довавший черты "хорошего консультанта" с позиции кли­ ентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.

По мнению А. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, од­ нако имеющий свое мнение и способный его защитить; уме­ ющий служить на благо своим клиентам.

Если продолжить обзор многочисленных источников ли­ тературы о свойствах личности, которые необходимы кон­ сультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой ка­ тализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой про­ граммы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант име­ ет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способ­ ные составить остов такой модели.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзис­ тенциальной ценностью. Он выделяет три основных призна­ ка аутентичного существования:

Полное осознание настоящего момента;

Выбор способа жизни в данный момент;

Принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искреннос­ ти по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их дей­ ствительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный чело­ век, если в данный момент чувствует враждебность. Трудно­ сти большинства людей в том и заключаются, что они мно­ го энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на ре­ шение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, кли­ ент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование бу­ дет стерильным, а его эффективность - сомнительной. Со­ прикоснуться с жизнью клиента мы можем, только остава­ ясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гиб­ кого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость по­ нимается не в смысле откровенности перед другими людь­ ми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чув­ ства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: "Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!" Взрослым окру­ жающие говорят то же: "Не плачь!" или "Не нервничай!" Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздра­ жительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Толь­ ко в таком случае можно успешно контролировать свое по­ ведение, поскольку вытесненные чувства становятся ирра­ циональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать по­ зитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоцио­ нальных реакций.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание оз­ начает ограничение свободы, а глубокое самопознание уве­ личивает возможность выбора в жизни. Чем больше кон­ сультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант познает своих клиен­ тов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Кеnnedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, уве­ личивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эф­ фективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жер­ твой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично отно­ ситься к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жиз­ нью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консуль­ танту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуют­ но чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту со­ вершенно необходима уверенность в себе в ситуациях нео­ пределенности. По существу именно такие ситуации и со­ ставляют "ткань" консультирования. Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности при­ нимаемых решений и способность рисковать - все эти каче­ ства помогают переносить напряжение, создаваемое неопре­ деленностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои дей­ ствия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования - соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Лич­ ная ответственность помогает более конструктивно воспри­ нимать критику. В таких случаях критика не вызывает меха­ низмов психологической защиты, а служит полезной обрат­ ной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобраз­ ные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некото­ рым кажется, что выражение положительных чувств обя­ зывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, от­ клонение их, поэтому более безопасной представляется от­ срочка углубления межличностных отношений. Эффектив­ ному консультанту чужды такие страхи, он способен сво­ бодно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот - опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель бу­ дет заранее обречена на неудачу или стремление к незначи­ тельной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограничен­ ность своих возможностей. Прежде всего, важно не забы­ вать, что любой консультант независимо от профессиональ­ ной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотно­ шения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разре­ шить их проблемы. Такой наивный оптимизм может стать причиной "холодного душа" в повседневном консультиро­ вании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совер­ шенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состо­ янии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять дру­ гого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если мы допускаем соб­ ственную ограниченность, то избегаем ненужного напряже­ ния и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становят­ ся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно по­ говорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффек­ тивный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профес­ сиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать кли­ ента толковать смысл своего поведения. Порой в консульти­ ровании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без опреде­ ленной структуры. В консультировании, как и в жизни, сле­ дует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших устано­ вок зрелого консультанта.

К. Scheider (1992) выделяет три важные постулата ква­ лифицированного психологического консультирования и психотерапии:

1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффектив­ но решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величествен­ ной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпа­ дают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не тех­ ничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффектив­ ного консультанта могут быть и целью психологического консультирования - появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности кон­ сультирования.

Главная > Документ

Глава 6. Структура консультативного процесса

Мастеров Борис Михайлович описывает следующие основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса:

    Аналитико-интерпретативная ориентация. Психолог, по мере предъявления клиентом проблемы, анализирует и интерпретирует ее содержание, а также происходящее «здесь и теперь» взаимодействие в терминах той теории, адептом которой он является. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и составной частью этого изменения обязательно будет являться изменение картины мира клиента. Именно психолог выбирает средства изменений и использует их. Примером такого подхода к работе с клиентом является работа с ним в рамках разных вариантов психоанализа.

    Рационально-констатирующая ориентация. По мере предъявления проблемы клиентом, психолог старается помочь ему сформулировать эту проблему наиболее четко, в рациональной форме и в терминах клиента. Это помогает клиенту осознать свои представления о реальности и себе самом, что дает возможность клиенту самостоятельно или совместно с психологом поставить задачу на изменение, но редко позволяет самостоятельно найти средства для осуществления этих изменений. Отсюда возникает обоснованный запрос клиента к психологу-консультанту на овладение техниками изменений.

    Процессуальная ориентация. Психолога здесь интересует не само содержание, предъявляемое клиентом, а динамика развертывания этого содержания в ситуации «здесь и теперь». Психолог следует за клиентом и усиливает проявления спонтанности с помощью различных приемов и техник. Клиент получает реальный новый опыт в ситуации «здесь и теперь»: происходит изменение эмоционального состояния, возникают новые поведенческие реакции. Наиболее яркие представители из известных в нашей стране – Милтон Эриксон и Эми Минделл.

    Эмпатическая ориентация. Частный случай процессуальной ориентации. Внимание психолога сконцентрировано на чувствах клиента, возникающих в ситуации «здесь и теперь», на характере эмоциональных отношений с клиентом. Основные представители – Карл Роджерс, Ролло Мэй.

    Парадоксальная ориентация. Психолог своим поведением стремится разрушить ролевые ожидания и стереотипы отношений клиента. Это ведет к изменению состояний клиента, к разрушению стереотипов общения и отношений, стереотипов в восприятии себя и других людей. Это делает клиентов более «пластичными», эмоционально сензитивными и рефлексивными. Так работали Милтон Эриксон и Карл Витакер. Многие психологи используют техники этой ориентации на этапе дебюта, как вспомогательные.

    Реконструктивная ориентация. Направлена на воссоздание «здесь и теперь» контекста проблемы. Психолог воссоздает жизненный контекст, в котором существует проблема клиента, реконструирует в ситуации «здесь и теперь» фрагмент субъективной картины мира (СКМ) клиента, в той ее части, которая имеет отношение к проблеме клиента. Внимание психолога сосредоточено не на содержании проблемы и не на отношениях с клиентом как таковых, а на процессе реконструкции и средствах, которыми она осуществляется. Саму реконструкцию осуществляет клиент, используя предложенные ему средства и процедуры. Клиент начинает видеть, думать, переживать, находясь внутри этой реальности. Психолог обращает внимание клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира, которые клиент ранее не рефлексировал и помогает клиенту получить новый опыт в этой реконструированной реальности. Категории, внесенные психологом из его психологической картины мира, в качестве средства реконструкции (а не в качестве средства интерпретации), переструктурируют и расширяют воссоздаваемый здесь и теперь фрагмент субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме. Клиент начинает использовать эти категории как средства структурирования своего опыта и ориентации в нем, наполняя его своим содержанием. Этот подход разрабатывается Мастеровым Борисом Михайловичем . Он выделил базовые компоненты субъективной картины мира клиента: пространство, время и оценка, образующие систему координат, которая помогает понять восприятие мира и его фрагментов клиентом, закономерности членения их на «проблемные» и «беспроблемные». На этом пути он выделил следующие миры: чувств и эмоциональных состояний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов, физический, психологический, символический, эстетический и другие.

Бьюдженталь Дж. выделил и описал тринадцать измерений или, иными словами, параметров беседы между специалистом, оказывающим воздействие и клиентом. Слово «измерения» (от англ. dimensions)употребляется здесь в том смысле, в котором говорят об измерениях многомерного пространства. Рассмотрим эти измерения.

1. Уровень общения.

Когда говорят об уровне общения, говорят об уровне присутствия участников в ситуации. Дж. Бьюдженталь вводит понятие «присутствие» для характеристики того, насколько искренне и полно личность существует в ситуации вместо того, чтобы стоять в стороне от нее как наблюдатель, комментатор, критик или судья. Как аналог понятию «присутствие» Дж. Бьюдженталь упоминает понятие «аутентичность» . В присутствии он выделяет две грани:

    Доступность – обозначает степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данный момент имело значение, воздействие на него;

    Экспрессивность – степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации.

Выделяются следующие уровни присутствия собеседников во время беседы:

    Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Например, психолог говорит: «Я – доктор психологии». Клиент же отвечает ему в ответ: «А, я – успешный бизнесмен». На этом уровне, зачастую, люди как бы начинают соревноваться, кто выше, или кто более нуждается в психологической помощи. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо . Общение сосредоточено на имидже .

    Уровень поддержания контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного. В быту разговор на этом уровне бывает недолгим, импровизированным и сосредоточен на непосредственном деле или обмене приветствиями. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено.

    Уровень стандартной беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. Так беседуют старые добрые друзья и коллеги в офисе. Беседа течет легко, непринужденно, бесконфликтно. На этом уровне психологу легко собирать информацию.

    Уровень критических обстоятельств. «Критический» означает «имеющий решающее значение». Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям . Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога. Более подробно с основными составляющими этого уровня рекомендуем познакомиться по книге Дж. Бьюдженталя .

    Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти совсем не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог. Параллельно, психолог в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным восприятием или телепатией. Результатом выхода на этот уровень является возможность конфронтации с образцами собственного поведения, формировавшимися в течение всей жизни.

  1. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса.

Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду то, насколько специалист, оказывающий воздействие, своим собственным присутствием способен оказать клиенту помощь в достижении большей глубины субъективности, большего присутствия. От этого зависит качество альянса психолога и клиента. Слово «альянс» (от франц. alliance) означает союз, объединение. В работе по удержанию глубины отношений психологу могут помочь следующие шаги, которые, в свою очередь, могут задавать параметры шкал для оценки качества деятельности специалиста, оказывающего воздействие, в плане его присутствия:

    Передача клиенту ответственности за ход интервью. Имеется в виду то, что психолог объясняет клиенту, что и зачем он должен делать. В результате клиент работает осознанно, если он отклоняется от предложенного алгоритма, то сам несет за это ответственность.

    Делать явным то, что демонстрируется, но, пока, не осознается. Психолог помогает клиенту осознавать свои чувства, эмоции, желания, которые он не осознает.

    Проникновение в субъективное. Проявления истинного субъективного почти всегда имеют следующие характерные черты:

        Выражаются от первого лица.

        Имеют настоящее время.

        В них привносятся чувства.

        В них присутствует интенциональность, направленность.

        При выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений.

        Меньше абстрактного и больше конкретного.

Клиенту указывают на отсутствие в его словах этих характерных моментов.

    Поддержание необходимой продолжительности и непрерывности. Имеется в виду то, что в разговоре важно придерживаться обсуждаемой темы или переживаний и не «расползаться». Обсуждаемой темой могут стать:

        забота, которую клиент в данный момент осознает наиболее полно;

        чувства, которые требуют выражения и проработки;

        проблема;

        характерный пример сопротивления, который необходимо подвергнуть анализу.

  1. Межличностное давление.

Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду те способы, которыми один человек может влиять на другого так, чтобы тот при этом чувствовал, думал, говорил или действовал по-другому.

Дж. Бьюдженталь полагает, что давление, которое мы используем в общении с кем-то, является показателем значимости для нас этого человека. У нас нет намерения, как-то повлиять на человека лишь тогда, когда мы к нему равнодушны.

Дж. Бьюдженталь создал своеобразную классификацию форм давления от самых слабых и незаметных до наиболее интенсивных, назвав ее клавиатурой межличностного давления. Он выделил в ней четыре основные октавы:

    Слушание.

    Руководство.

    Инструктирование.

    Требование.

Рассмотрим теперь поподробнее каждую из этих октав:

    Слушание.

    • Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Мне интересно то, что ты хотел бы сказать. Я пытаюсь понять это полностью. Я принимаю сейчас твои слова без того, чтобы обязательно согласиться или не согласиться. Просто скажи все это так, как ты хочешь».

      клиента побуждают говорить значительно больше, чем говорит психолог. Последний в основном старается поддержать наиболее полное самовыражение клиента и редко привносит в разговор свои собственные взгляды и размышления.

      Ориентация на субъективность. Клиент с подачи психолога сам определяет насколько глубоко ему погружаться в субъективное, хотя и психолог может выборочно подкреплять возникающие моменты погружения.

      Избегание психологом открытых убеждений, что демонстрирует признание за клиентом права на свободу продолжать то, что он избрал.

      Роль, которую принимает на себя психолог. Сущность этой роли заключается в том, чтобы:

      • Стимулировать самовыражение клиента, добиваться, чтобы оно было как можно более подробным.

        Показывать искреннее принятие права клиента на собственные взгляды.

        Показывать искреннее принятие права клиента на получение такой информации и составление о себе такого впечатления, которые могли бы быть полезными на других этапах работы.

Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Слушание» расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:

    Молчание. Консультант не говорит, но всем своим поведением старается передать принятие и понимание, которые должны помочь самовыражению клиента.

    Наведение мостов. Это звуки, которые консультант произносит, когда он внимательно слушает и которые дают говорящему понять, что его поддерживают: «Угу», «Мммм», «Я понимаю», «Да» (не как ответ на вопрос).

    Перефразирование. Психолог возвращает клиенту некоторые из его последних высказываний, перефразируя их, чтобы помочь клиенту лучше услышать себя.

    Подведение итога. Психолог сводит воедино несколько связанных предложений из того, что рассказал клиент, и возвращает клиенту результат, чтобы продемонстрировать понимание.

    Побуждение говорить. Психолог произносит общие подбадривающие комментарии, которые побуждают собеседника продолжить процесс. Например: «Я понимаю Вас, Вы выражаетесь отчетливо и ясно».

    Отражение очевидного. Консультант понятными словами выражает чувства и отношения клиента, которые были видны в его поведении, но до последнего момента лишь подразумевались, а не выражались явно. Речь идет лишь о тех переживаниях, которые проявляются настолько явственно, что клиент с готовностью признает их, если консультант о них заговорил.

    Предложение расширить высказывание. Психолог обращается к тому, что клиент уже затронул в разговоре, и просит клиента больше рассказать по этой теме или об этом чувстве.

    Открытые вопросы – вопросы, которые почти не ограничивают ответ клиента. Например: «Скажите, о чем Вы думали с тех пор, как мы с Вами разговаривали в последний раз?».

Руководство. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:

  • : «Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что заботит тебя, о чем ты хочешь, чтобы я знал. Ты будешь вести наш разговор, но я буду время от времени делать предложения относительно того, как это будет происходить».

    Чем чаще происходят вмешательства консультанта, тем выше давление независимо от формы вмешательства.

    Стимулирование субъективности клиента с помощью самораскрытия психолога-консультанта. Самораскрытие психолога допускается только с этой целью.

    Открытое убеждение: усилия психолога повлиять здесь являются относительно мягкими и отчетливо связанными с тем, что уже предоставил клиент.

    • Искренний интерес к тому, что хочет сказать клиент.

      Руководящие высказывания, чтобы углубить и расширить этот отчет.

Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Руководство» расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:

    Открытые вопросы. Та же самая форма работы, что описана в конце октавы «Слушание».

    Выбор части. Специалист выбирает из того, что говорит клиент, один из аспектов, требующий дальнейшей проработки.

    Фактическое информирование. Психолог дает клиенту, информацию, которая имеет отношение к тому, что он сказал, но прямо не говорит о том, что клиент должен делать с этой информацией.

    Непосредственное структурирование. Структурирование – это такие высказывания, в которых психолог предлагает способ использования самого разговора. Непосредственное структурирование относится к тому, что происходит в момент, когда делается предложение.

    Равноценные альтернативы. Психолог выделяет открытые для клиента возможности, не выдвигая аргументы в пользу какой-либо из них.

    Общее структурирование. Психолог предлагает способ использования всей консультации или даже нескольких.

    Предложение тем. Психолог предлагает тему, которую клиент, может быть, хочет обсудить.

    Это такие вопросы, в которых на то, что можно считать приемлемым ответом, накладываются некоторые ограничения. Например: «Какими были Ваши сестры, когда Вы были молоды?»

    Инструктирование. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:

    • Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие : «Я хочу, чтобы ты усвоил некоторые объективные и важные моменты, которые имеют отношение к тому, о чем мы уже говорили».

      Соотношение количества высказываний. Интенсивное вмешательство психолога перемежается с переходами на первую и вторую октавы. Конкретное соотношение зависит от личностного стиля и теоретической ориентации.

      Отношение к субъективности. В своем собственном вмешательстве психолог, в основном, полагается на субъективное, но в том, что он стремится получить от клиента, психолог сосредоточен, прежде всего, на субъективном. Субъективное – внутренняя, особая, интимная реальность, в которой мы живем максимально подлинно: образы восприятия, мысли, чувства, эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и сны.

      Открытое убеждение. Усилия психолога проявляются в том, что он говорит, и в том, как он говорит. Доказательства и объективная информация используются для того, чтобы «подтолкнуть» клиента к чувствам и мыслям, словам и действиям, которых иначе не добиться.

      Роль, которую принимает на себя психолог: учит, указывает и использует авторитет знаний и своей позиции. Эти действия направлены на то, чтобы добиться от клиента понимания и сотрудничества, причем не только такого, которое возникает в обычном общении между людьми, но и такого, которое, по крайней мере, имплицитно, включает профессиональную роль психолога.

    Мягко сфокусированные вопросы.

    Рациональные советы. Психолог обращается к здравому смыслу, профессиональной информации или специальным знаниям клиента, чтобы усилить некоторые предложения или указания.

    Поддержка. Психолог, отказываясь от относительно нейтральной позиции, типичной для октав слушания и руководства, ясно выражает свое суждение по некоторому вопросу. Однако, эта аргументация здесь объективная и рациональная, а не личностная и эмоциональная.

    Разубеждение. Более жесткое продолжение предыдущего приема.

    Обучение. Психолог старается помочь клиенту освоить информацию, умения, навыки, понять новые перспективы или что-либо подобное.

    Неравноценные альтернативы. Хотя у клиента есть разные возможности, при этой форме давления психолог ясно показывает, что в данном случае он отдает предпочтение одной из них.

    Указания. Психолог дает клиенту указания, назначения или информацию, которая призывает к некоторым действиям.

    Узкие вопросы. Это такие вопросы, в которых психолог четко определяет, что ему подойдет в виде ответа. Например: «У Вас заметно изменилось выражение лица, - что сейчас произошло?».

Требование. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:

  • Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие : «Я намерен убедить тебя – или, если это необходимо и возможно, заставить тебя – некоторым образом изменить то, что я считаю важным. Для этого я применю все силы, которые смогу привлечь».

    Соотношение количества высказываний: широко варьирует, включая те случаи, в которых психолог «захватывает» почти всю сессию, и случаи, в которых он делает лишь редкие, (но чрезвычайно веские) интервенции.

    Отношение к субъективности: психолог честно, но избирательно говорит о своих чувствах, эмоциях, ценностях и суждениях, Он готов взять на себя ответственность за это и использует этот ресурс осмысленно. Фактически, суть этой октавы состоит в мобилизации субъективности психолога. В крайних случаях при этом возможно и даже несколько упустить из вида чувства и точку зрения клиента.

    Открытое убеждение. Это и есть суть данной октавы. Слово «открытое» упоминается здесь к тому, что если психолог использует свои собственные ценности, эмоции и суждения, но претендует на то, что они объективно обоснованы, может возникнуть ситуация предательства клиента. Психолог должен быть готов к принятию на себя ответственности за привнесение в беседу своей субъективности.

    Роль, которую принимает на себя психолог:

    • Использование открытых директив.

      Постановка границ.

      Настойчивое требование результата.

      Проявление своих собственных эмоций.

Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Инструктирование» расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:

    Узкие вопросы. Это совпадает с высшей ступенью октавы «Руководство».

    Настоятельная просьба. Представляет собой эмоциональный личностный призыв, который выражает субъективное побуждение и может быть дополнен объективными и рациональными материалами.

    Одобрение. Психолог хвалит высказывание или действие клиента с личностных позиций.

    Вызов. Консультант вступает в конфронтацию с клиентом, высказывая взгляды, противоречащие его взглядам или опровергающие их.

    Подкрепление или неодобрение. Консультант использует авторитет, ценностные суждения или другие сильные средства поддержки в защиту или против взглядов клиента, его действий, намерений.

    Подстановка. Консультант использует авторитет, чтобы в целом или частично принять на себя ответственность, например, обязать клиента обратиться в психиатрическую лечебницу.

    Команды. Консультант отдает распоряжения, однозначно воздействующие на клиента, в которых нет ни единого намека, на возможность дискутировать или жаловаться.

    Отвержение. Консультант однозначно отказывается от клиента, так, что отрицание распространяется на него как на личность.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.

Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой.

Достаточно многие исследователи в области ПК стремились представить консультативный процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов.

Модель консультативного процесса (эклектичная) Кочунас.

1.установление контакта;

Достижение взаимного доверия (необходимо выслушать, проявляя искренность, эмпатию). Не прибегать к манипулированию и оценкам, консультант поощряет клиента к глубокой рефлексии, при этом фиксируя его чувства, высказывания, особенности невербального поведения.

2. Двумерное определение проблемы:

Характеристика проблемы (установление когнитивного и эмоционального аспектов проблемы);

Установление проблемы идет до тех пор, пока не будет точного понимания и характеристики проблемы. Вес это дает возможность выяснить что вызвало эту проблему, а иногда указывает и на способ ее решения.

3.Идентификация альтернатив:

Выясняется и открыто обсуждается альтернативное решение проблемы;

Побуждение клиента - творчески и самостоятельно назвать все возможные варианты;

Консультант может предложить свои варианты;

Составление списка альтернатив.

4.Планирование:

Критическая оценка выбранных альтернатив решения;

Клиент разбирается, какие решения являются реалистичными, выполнимыми, с точки зрения предыдущего опыта и возможности изменятся;

Составление плана помогает клиенту понять, что не все проблемы разрешимы;

Психолог должен предусмотреть, какими способами клиент может проверить реалистичность выбранного решения.

5. Деятельность:

Последовательная реализация плана принятого решения;

Конкретизация плана, учитывая обстоятельства, время, эмоциональные затраты;

Формирование у клиента мысли о возможности неудачи, что не является катастрофой;

Преодоление деятельности.

6. Оценка и обратная связь:

Оценивание успешности реализации плана;

Обобщение достигнутых результатов;

Возможно возникновение новых проблем, которые более скрыты.

Е.Ю. Алешина выделяет 4 этапа консультирования.

1. Знакомство с клиентом.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

3. Коррекционное воздейстиве.

4. Завершение беседы.

В.В. Макаров предлагает 4-х ступенчатую модель:

1 .Присоединение.

2.Кристализация проблемы.

3. Терапевтическое завершение.

4. Отсоединение.

Немов Р.С. предлагает следующую переодизацию.

1. Подготовительный этап – 20-30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.

2. Настроечный этап – 5-7 минут. Встреча клиента, установление контакта.

3. Диагностический этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает также исповедь клиента.

4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом – консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40-60 минут.

5.Контрольный этап – 20-30 минут. Психолог – консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.

Т.о., общий временной отрезок встречи займет от 2-3 до 10-12 часов.

Филипп Бурнард предлагает следующую структуру.

1. Начало работы. Встреча консультанта с клиентом. Знакомство. Также на этом этапе они должны обсудить такие вопросы, как частота встреч, время, в которое будут проходит встречи, время завершения отношений, вопрос конфиденциальности.

2. Вводная беседа. Оказание специалистом психологической поддержки клиенту, снятие психологических барьеров, получение личных сведений о клиенте.

3. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах.

4. Принятие эмоций. Когда клиент, в процессе консультирования, начинает осознавать свои реальные проблемы, он, как правило, оказывается во власти сильных эмоциональных переживаний.

5. определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегии решения проблемы.

6. Согласование плана действий. На данном этапе происходит кристаллизация плана достижения цели. Полезным будет прием записи полученного плана в двух экземплярах, один из которых остаётся у консультанта, другой передаётся клиенту. Главное, чтобы план был реально осуществимым и вписывался в социальный контекст жизни клиента.

7. Реализация плана. Данный этап процесса консультирования выполняется клиентом самостоятельно. В отдельных случаях, если того требует специфика личности, с ним может быть достигнута договорённость о дополнительной встрече с целью предоставления клиентом отчёта о полученных результатах.

Если интегрировать структурные компоненты, то ход ПК возможно представить следующим образом.

Первый этап. Начало работы. Включает в себя следующие процедуры:

1) встреча клиента с консультантом (техники: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психолога своего места, приёмы установления психологического контакта).

2) Установление «+»ного эмоционального настроя клиента (установление раппорта).

3) Снятие психологических барьеров (дать клиенту время побыть немного одному, мягкая музыка, размеренные движения рук, приём кавычек).

Второй этап. Сбор информации.

1) Диагностика личности клиента (беседа, наблюдение, тесты, как специфический вид беседы выделяется интервью: интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап. Реализация плана клиентом: выполняется клиентом самостоятельно без участия консультанта.

Методы психологического консультирования.

В психологическом консультировании применяют такие привичные для психологии методы как наблюдение, беседа, опрос, тестрирование, интервью.

Так же существуют специфические методы:

Метод психодиагностического тестирования - метод, позволяющий получить качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах консультируемого. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.

Метод динамического наблюдения - метод, позволяющий получать непосредственную психологическую информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях. Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обращать внимание на тон речи, манеру общения и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, психомоторные реакции и т.д. Квалифицированное наблюдение должно проходить незаметно для клиента.

Метод эмоционального заражения - метод, предполагающий прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психолога консультируемому. Это необходимо для коррекции психического состояния, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психологической атмосферы, повышения самооценки клиента. Для овладения этим методом психологу необходимо развивать эмпатию, умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.

Метод внушения - метод, состоящий в малоаргументированном словесном воздействии на клиента с целью изменения его мнений, установок и отношений. Эффективность воздействия основана на авторитете психолога-консультанта. Внушение целесообразно применять для снятия психологических защит и преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод является “резервным” и применяется, когда другие возможности воздействия на клиента исчерпаны. Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации.

Метод убеждения - метод, состоящий в развернутой логической аргументации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне уравновешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним “общий язык”, т.е. обладать определенной коммуникативной компетентностью.

Метод психологического информирования - метод, применяющийся с целью повышения психологической компетентности (грамотности) клиента в области обсуждаемых проблем. Этот метод по сути является мини-лекцией в процессе консультации. Предлагаемые разъяснения должны быть простыми по форме, а по содержанию приближены к конкретным жизненным ситуациям клиента. Метод может применяться на всех стадиях процесса консультирования, кроме фазы “исповеди”.

Метод художественных аналогий - метод, предназначенный для косвенного воздействия на мировоззренческие установки, стереотипы, мнения клиента. Суть этого метода состоит в привлечении конкретных случаев из практики, жизни, анекдотов, примеров из художественной литературы, притч, сказок, пословиц и поговорок. Это дает возможность клиенту взглянуть на похожую проблему как бы со стороны, часто с неожиданной и даже юмористической. В результате снижается субъективная значимость проблемы и ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы. Метод может применяться на всех стадиях консультирования.

Метод мини-тренинга - метод, состоящий в формировании необходимых конкретных навыков у клиента путем кратковременных тренировок, органично включаемых в процесс консультирования. Например, психолог предлагает клиенту “проиграть” сутацию конфликта с какой-либо значимой для него личностью, после этого обсуждаются ошибки и ограничения в поведении клиента. Метод рекомендуется применять на стадии “расширения целей”, когда клиент осознает дефицит определенных психологических умений и навыков и желает немедленно его восполнить. Этому методу может предшествовать или сопутствовать метод информирования.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Вода в доме - Информационный ресурс