Вода в доме - Информационный ресурс

Данная методика была разработана В.В. Пономаренко на основе учения психологов о свойствах характера. Свои названия радикалы получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих то или иное психическое расстройство личности.

Однако радикалы, или, как их еще называют, акцентуации, - это только особенности личности, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны. Это приводит к склонности человека применять одни и те же стратегии поведения в разных ситуациях, выбирать более подходящий стиль в одежде и аксессуарах.

Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить составляющие характера — радикалы. Таким образом, в режиме реального времени, без применения тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности партнера по его поведению, по манере строить общение и даже по внешнему виду собеседника.

7 радикалов характера:

  1. Паранойяльный (целеустремленный);
  2. Истероидный (демонстративный);
  3. Эпилептоидный (бывает 2х видов: застревающий и возбудимый);
  4. Шизоидный (странный);
  5. Гипертимный (жизнерадостный);
  6. Эмотивный (чувствительный);
  7. Тревожный (боязливый).

Паранойяльный (целеустремленный) тип

Это обычно люди с мощным внутренним стержнем. Живут, в основном, своей идеей, борются за нее, страдают, отстаивают. Они не восприимчивы к информации со стороны. Прислушиваются только к своему мнению («Одно мое, второе неправильное…»), это часто выливается в нежелание слушать других, приводит к стремлению избегания проблем. Люди паранойяльного типа стратеги, но не тактики. Их цели глобальны, а масштабы огромны. Именно такого типа люди упорно идут к, казалось бы, недостижимой для других цели. Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам. Основной принцип, по которому они живут: «Кто не с нами, тот против нас». Склонны врать в рамках идеи, важным считают только конечный результат, а для достижения цели, как известно, все средства хороши. Требовательны к себе и другим и всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника. Обычно люди с паранойяльным радикалом не чувствительны к стрессам. Это, безусловно, сильный тип личности.

Одежда: Для людей паранойяльного типа характерны опрятность, классический стиль одежды в рабочее время, и стиль «милитари» в свободное время. Обычно в данном стиле нет ничего лишнего, все аксессуары «к месту».
Мимика: Властная, уверенная.
Жесты: Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство.
Речь: Уверенная. Возможен менторский тон. Такие люди любят говорить на интересующие только их темы. Они последовательны в изложении (во-первых, во-вторых, в третьих…) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки.
Модель позитивного общения: Чтобы установить раппорт с такими людьми рекомендуется продемонстрировать свою силу (статус). В дискуссии делать ссылки на законы или мнения авторитетных людей. Стоит приводить четкую структуру аргументов (во-первых, во-вторых, в третьих…). Успешнее всего собеседник с ярко выраженным паранойяльным радикалом прислушается к властному, авторитетному человеку, чем к подчиненному. Можно постараться показать нужность Ваших предложений для решения глобальной идеи паранойяльного.

Истероидный (демонстративный)

Истероидный радикал способствует желанию нравиться. Такие люди часто представляют себя как наделенных актерским даром. Жизнь для них - театр, а окружающие - зрители. От этого они ведут себя демонстративно и стремятся быть замеченными. В общении можно наблюдать манерность и излишнюю говорливость. Обычно истероиды верят в сказанное, несмотря на возможную недостоверность или несоответствие. Это результат желания приукрасить любой рассказ. Иногда бывает достаточно просто слушать и «несостыковки» сами проявятся. Такой человек использует любую возможность высказаться. Это слабый психотип.

Одежда: Часто «вызывающая», либо яркая, либо с экстравагантными деталями, дополняется большим количеством бижутерии, аксессуаров и густым макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений, или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др.

Мимика: Все эмоции на лице людей с преобладающим истероидным радикалом выглядят гипертрофированно. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь.
Жесты: Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные позы.
Речь: Эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами.
Модель позитивного общения: С таким собеседником лучшая позиция — слушатель. Человек с преобладающим истероидным радикалом раскрывается больше, если делать вид, что верите игре. Если похвалить такого собеседника, то он примет любое решение в Вашу пользу. Чтобы уличить во лжи, стоит просто попросить повторить рассказ.

Эпилептоидный (застревающий)

Одна из разновидностей людей с преобладающим эпилептоидным радикалом - эпилептоид застревающий. Это обозначает, что в силу своих особенностей такой человек ригиден, плохо переключается с одного на другое. Часто это люди системные, пунктуальные, неторопливые, прагматичные. Для них важна подготовка, если предстоит какое-либо решение. У них все всегда должно быть на своих местах. Данная категория людей нетерпима, когда кто-то изменяет его порядок. Такие люди привыкли планировать и все записывать. Жизненный принцип застревающего эпилептоида «Мой дом — моя крепость». Контакты как правило устанавливаются застревающими плохо.Со стороны может показаться, что это угрюмый или даже злобный человек. Также застревающие исключительно разборчивы при выборе друзей. Однако, если такой человек назвал Вас другом, то никогда не предаст и в случае необходимости пожертвует всем ради Вас. Эпилептоид любит свое дело, очень редко меняет работу. Его социальный ориентир - это семья.

Мимика: Взгляд прямой, уверенный, иногда собеседнику может показаться тяжелым. Эмоциональные всплески редки и незначительны.
Жесты: Четкие, выверенные.
Речь: Вялая, медленная.
Модель позитивного общения: Разговор с таким собеседником имеет успех, если приводить ему стройную аргументированную систему доказательств. Процесс должен проходить без суеты и спонтанных проявлений. Эпилептоид должен увидеть "свой" интерес, тогда союзничество Вам обеспечено.

Эпилептоидный (возбудимый)

Данная разновидность людей с ярко выраженным эпилептоидным радикалом определяет категорию жестких, жестоких людей. Они могут заниматься спортом, или принимать участие в соревновательной деятельности. Возбудимые эпилептоиды, также как и застревающие, зачастую, опрятны и аккуратны, наблюдается любовь к гигиене. Такие люди любят короткие стрижки, короткие ногти, спортивный стиль в одежде. Они как будто всегда готовы вступить в бой. Также можно заметить любовь к порядку и иерархии, нередко циничность к окружающим. Такие люди слепо верны инструкциям. Их принцип «Я выполнял приказ…». В средствах достижения целей возбудимые не разборчивы и легко обвиняют других, в том числе ложно, словно испытывая на прочность. В отличие от застревающих эпилептоидов, это люди непредсказуемые и импульсивные в решениях. Они стремятся к достижению только своих личных целей, а ко всему остальному относятся по принципу «Не грузи…». Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании. Это сильный психотип.

Одежда: Возбудимый эпилептоид выражается через спортивный стиль в одежде.
Мимика: Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая и скованная.
Жесты: Тяжеловесные, с подчеркнутым участием мышц (поигрывает мускулами). Это грубая демонстрация силы.
Речь: Вялая, медленная, жесткая.
Модель позитивного общения: В общении с таким типом людей рекомендуется соблюдать дистанцию и выдерживать жесткую линию без уступок (иначе сразу начнет продавливать). Также важно показать свою значимость и авторитетность в интересующем вопросе. При этом желательно не провоцировать возбудимого на необдуманные действия. Либо в случае «срыва» собеседника, ситуацию будет сложно удержать под контролем. Эпилептоид с удовольствием откликнется на предложение «дружить против…».

Шизоидный (странный)

У данной категории людей собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир, где они сами решают, каким законам подчиняться. Им присуще творчество без шаблонов и непредсказуемое поведение. Это ярко выраженные интроверты. Их особенность в том, что они «Не как все». Часто отличаются несуразной внешностью. Это либо кажущиеся хрупкими люди, либо нескладные, где-то гратескные, местами неловкие, внешне угловатые. Психотип таких людей слабый.

Одежда: Часто их одежда негармонична, может быть неаккуратна и «пестрить» неожиданными деталями. В отличие от истероидного типа, у шизоидов нет четкого «образа».
Мимика: Характерный взгляд «мимо собеседника в никуда…» и возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты).
Жесты: Также угловатые и несогласованные, неловкие.
Речь: Достаточно высокоинтеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники получения информации.
Модель позитивного общения: Учитывая интровертированность психотипа, личное общение для таких людей в тягость. Шизоидные личности предпочтут заочное общение. В случае необходимости личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики (шизоиды очень обидчивы). Задачи лучше ставить ориентируясь на конечный результат, а отчитываться (в случае если это начальник), только конкретными выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает.

Гипертимный (жизнерадостный)

Этот психотип характеризует энергичных людей, любящих жизнь во всех проявлениях. Такие люди зачастую оптимистичны и склонны в любой ситуации находить положительные стороны. Они рады всему новому и никогда не унывают. На контакты идут с удовольствием, любят общаться. Им присуще остроумие и адекватное чувство юмора. Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Также данный психотип отличает гибкость и быстрая переключаемость с одного дела на другое. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых. Это сильный психотип.

Одежда: Универсальная, удобная, не сковывающая движений.
Мимика: Живая, жизнерадостная, энергичная.
Жесты: Бодрые, быстрые. В движениях гипертим непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей.
Речь: Увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить нить разговора, но потом неожиданно вернуться к теме.
Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется открытое свободное общение. Они всегда идут на контакт, склонны к излишнему доверию.

Эмотивный (чувствительный)

Эмотивный радикал присущ категории людей, отличающихся ярко выраженной добротой. Такие люди привыкли сопереживать. Они в разговоре обычно внимательно слушают и выказывают понимание. Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать за чужими переживаниями, нежели переживать самому. Эмотивы любят смотреть телевизионные передачи, фильмы с эмоциональными сценами, читают книги, которые вызывают острые эмоции. Наблюдается склонность к избеганию конфликтов, возможны психосоматические проявления, которые на фоне стресса усиливаются. Это слабый психотип.

Одежда: Мягкая, приятная на ощупь, скрадывающая движения или просто удобная.
Мимика: Слабая, неуверенная. Таких людей может отличить эффект «Влажных глаз».
Жесты: Плавные, без угловатости, могут во время беседы поглаживать себя.
Речь: Тихая. Такие люди больше готовы слушать, они почти не возражают, врут редко.
Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется конгруэнтность, равенство в общении. Также важно проявлять признаки доверия и пытаться найти общее.

Тревожный (боязливый)

Для людей с выраженным тревожным радикалом характерны повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются. Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, вытереть ноги, поплевать через плечо, перед приступлением к работе ежедневно пьют кофе «чтобы вработаться»). Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди. Их принцип «Семь раз отмерь, один отрежь». Это слабый психотип.

Одежда: Неяркая, закрытая. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани.
Мимика: Слабая, неуверенная.
Жесты: Самоуспокаивающие. Тревожный часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо «сорваться» с места и бежать.
Речь: Тихая, неуверенная. Боязнь сказать не то.

Модель позитивного общения: Такому собеседнику рекомендуется выказывать подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить за любое позитивное высказывание, лучше не критиковать без надобности. Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы оппонент понял, ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Также в общении с «тревожными»-подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.

Заключение

При необходимости диагностирования психотипа личности следует помнить, что радикалы - это лишь усиленные черты характера. Данные характеристики описывают «идеальные» категории личностей. В реальности, у индивида чаще всего выражены несколько радикалов (2-3), но их выраженность может быть «смазана», так как человеку присуща не одна стратегия поведения, а несколько. Опираясь на данную методику, диагност может лишь предполагать, какая схема поведения наиболее соответствует успешному взаимодействию в конкретной ситуации с определенным психотипом. Для этого, во избежание ошибочных оценок, стоит всегда возвращать себя к мысли о том, что внешность бывает обманчива, как и слова. Поэтому прогноз по поступкам чаще оказывается более качественным.

Введение

Вопросы и задания

Истероидный радикал

Качества поведения.

Вопросы и задания

Эпилептоидный радикал

Вопросы и задания.

Паранояльный радикал

Вопросы и задания

Эмотивный радикал

Вопросы и задания

Шизоидный радикал

Вопросы и задания

Гипертимный радикал

Вопросы и задания

Тревожный радикал

Вопросы и задания

Психологический профиль

Вопросы и задания

Психологический портрет

Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов») / В.В. Пономаренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 252 с. - (Психологический практикум).

Книга представляет собой психологическое исследование (диагностику) основных групп человеческих качеств в структуре реального характера. Автор предлагает методику «семь радикалов», ставшую результатом преломления общепринятой теории характера через собственный профессиональный опыт. Представлены семь основных человеческих радикалов - истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный и тревожный. Каждый из этих радикалов рассматривается по схеме: общая характеристика, внешний вид, качества поведения, управление поведением и особенности построения коммуникации.

Книга предназначена для специалистов, работающих с людьми: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, а также для всех, кто интересуется прикладной психологией.

Введение10

Вопросы и задания29

Истероидный радикал30

Общая характеристика31

Внешний вид38

Качества поведения.45

Особенности построения коммуникации52

Вопросы и задания54

Эпилептоидный радикал56

Общая характеристика.56

Внешний вид.63

Качества поведения.70

Особенности построения коммуникации.81

Вопросы и задания.84

Паранояльный радикал85

Общая характеристика.86

Внешний вид.91

Качества поведения.95

Задачи.100

Особенности построения коммуникации.102

Вопросы и задания104

Эмотивный радикал105

Общая характеристика.106

Внешний вид.111

Качества поведения.114

Особенности построения коммуникации119

Вопросы и задания120

Шизоидный радикал121

Общая характеристика.122

Внешний вид.131

Качества поведения.139

Задачи.143

Особенности построения коммуникации.146

Вопросы и задания146

Гипертимный радикал148

Общая характеристика.148

Внешний вид.149

Качества поведения.156

Задачи.160

Особенности построения коммуникации161

Вопросы и задания163

Тревожный радикал163

Общая характеристика.164

Внешний вид.166

Качества поведения.171

Задачи.174

Особенности построения коммуникации.174

Вопросы и задания179

Психологический профиль180

Вопросы и задания196

Глава 10196

Психологический портрет196

Предисловие.

Не скрою, приятно, что глубокоуважаемый мной автор данной работы Виктор Викторович Пономаренко доверил мне написание предисловия к своему детищу, родившемуся как итог непростой профессиональной деятельности в области медико-психологической экспертизы за долгие годы его напряженной работы, зачастую связанной с риском для жизни.

Сегодня существуют подходы известных и не очень известных исследователей относительно классификации характеров. Такие подходы строились по различным основаниям: анализа этических принципов (Платон, Теофаст), описания способностей человека (Галль), анализа тела и генеалогии (Ф. Джордано), исследования строения тела (Э. Кречмер, У. Шелдон), описания чувств и стремлений человека (Ф. Полан, Н. Лосский), рассмотрения влияния социокультурной среды (Э. Фромм, Д. Хониг-ман, ВС. Братусь), доминирующих импульсов-влечений личности (3. Фрейд), анализа функциональной направленности личности (К. Юнг) и др.

В то же время, известный отечественный психолог и ученый Д.Я. Райгородский не без оснований отмечает, что «отечественной психологии с проблемой характера не повезло». Единственная фундаментальная работа - «Вопросы психологии характера» Н.Д. Левитова, вышедшая в 1956 году, а затем переиздававшаяся несколькими изданиями до 1969 года под названием «Психология характера». Надо сказать, что исследовательская работа в данном направлении имела как многочисленных предшественников, которые в той или иной мере занимались проблемой характера, так и последователей. В их числе известные ученые, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн и другие, рассматривавшие характер как «содержательный и общественно значимый компонент личности».

Вместе с тем, в отечественной науке существуют исследования, в которых реализована попытка рассматривать характеры людей через призму так называемых «дисгармоний» (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). В связи с этим П.Б. Ганнушкин отмечает: «Когда говорят о наличности у кого-либо того или другого определенного характера, того или другого темперамента, то ведь тем самым, конечно, указывают на известную однобокость его психической организации, тем самым дают понять о наличности в сфере его психики известной дисгармонии, об отсутствии равновесия во взаимоотношении отдельных сторон его душевной деятельности».

Подходы авторов рассматривать характеры людей через призму дисгармоний психики приводят к пониманию идеальной личности как лишенной характера, гибкой в поведении и жизнедеятельности и управляемой внешними условиями, соотнесенными с потребностной структурой. К сожалению или к счастью, таковое невозможно. Человек наделен сознанием, оперирует сформированными на основе существующей психической структуры принципами, правилами и нормами, определяющими его жизнедеятельность и проявляющимися в ней. А значит, человек обречен быть носителем характера, обречен быть в какой-то степени дисгармоничным, наделенным определенными признаками. При этом, как отмечается в работах П.Б. Ганнушкина и А.И. Личко, описание так называемых «нормальных людей» - носителей дисгармоний «до мелочей совпадает с описанием психопатических личностей, взятым из клинической практики». Правильное понимание характеров, говоря словами П.Б. Ганнушкина, «...стало возможным только с тех пор, когда в основу этого понимания была положена психиатрическая точка зрения».

Именно эту позицию занимает в предлагаемой вниманию читателя работе врач-психиатр, психолог В.В. Пономаренко, рассматривая личность с позиции так называемых «личностных клинических радикалов», под которыми понимаются автором самостоятельные группы качеств в структуре реального характера, однородные по происхождению, т. е. в основе которых лежат одни и те же «внутренние условия», подобные корневой структуре. Отсюда и определение автора, данное названным группам качеств, - радикалы (от лат. radix - корень).

Методика 7 радикалов Данная методика была разработана В.В. Пономаренко на основе учения психологов о свойствах характера. Свои названия радикалы получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих то или иное психическое расстройство личности Однако радикалы, или, как их еще называют, акцентуации, – это только особенности личности, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны. Это приводит к склонности человека применять одни и те же стратегии поведения в разных ситуациях, выбирать более подходящий стиль в одежде и аксессуарах. Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить составляющие характера - радикалы. Таким образом, в режиме реального времени, без применения тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности партнера по его поведению, по манере строить общение и даже по внешнему виду собеседника. 7 радикалов характера: 1. Паранойяльный (целеустремленный); 2. Истероидный (демонстративный); 3. Эпилептоидный (бывает 2х видов: застревающий и возбудимый); 4. Шизоидный (странный); 5. Гипертимный (жизнерадостный); 6. Эмотивный (чувствительный); 7. Тревожный (боязливый). Паранойяльный (целеустремленный) тип. Это обычно люди с мощным внутренним стержнем. Живут, в основном, своей идеей, борются за нее, страдают, отстаивают. Они не восприимчивы к информации со стороны. Прислушиваются только к своему мнению («Одно мое, второе неправильное…»), это часто выливается в нежелание слушать других, приводит к стремлению избегания проблем. Люди паранойяльного типа стратеги, но не тактики. Их цели глобальны, а масштабы огромны. Именно такого типа люди упорно идут к, казалось бы, недостижимой для других цели. Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам. Основной принцип, по которому они живут: «Кто не с нами, тот против нас». Склонны врать в рамках идеи, важным считают только конечный результат, а для достижения цели, как известно, все средства хороши. Требовательны к себе и другим и всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника. Обычно люди с паранойяльным радикалом не чувствительны к стрессам. Это, безусловно, сильный тип личности. Одежда: Для людей паранойяльного типа характерны опрятность, классический стиль одежды в рабочее время, и стиль «милитари» в свободное время. Обычно в данном стиле нет ничего лишнего, все аксессуары «к месту». Мимика: Властная, уверенная. Жесты: Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство. Речь: Уверенная. Возможен менторский тон. Такие люди любят говорить на интересующие только их темы. Они последовательны в изложении (во-первых, во-вторых, в третьих…) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки. Модель позитивного общения: Чтобы установить раппорт с такими людьми рекомендуется продемонстрировать свою силу (статус). В дискуссии делать ссылки на законы или мнения авторитетных людей. Стоит приводить четкую структуру аргументов (во-первых, во-вторых, в третьих…). Успешнее всего собеседник с ярко выраженным паранойяльным радикалом прислушается к властному, авторитетному человеку, чем к подчиненному. Можно постараться показать нужность Ваших предложений для решения глобальной идеи паранойяльного. Истероидный (демонстративный). Истероидный радикал способствует желанию нравиться. Такие люди часто представляют себя как наделенных актерским даром. Жизнь для них – театр, а окружающие – зрители. От этого они ведут себя демонстративно и стремятся быть замеченными. В общении можно наблюдать манерность и излишнюю говорливость. Обычно истероиды верят в сказанное, несмотря на возможную недостоверность или несоответствие. Это результат желания приукрасить любой рассказ. Иногда бывает достаточно просто слушать и «несостыковки» сами проявятся. Такой человек использует любую возможность высказаться. Это слабый психотип. Одежда: Часто «вызывающая», либо яркая, либо с экстравагантными деталями, дополняется большим количеством бижутерии, аксессуаров и густым макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений, или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др. Мимика: Все эмоции на лице людей с преобладающим истероидным радикалом выглядят гипертрофированно. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь. Жесты: Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные позы. Речь: Эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами. Модель позитивного общения: С таким собеседником лучшая позиция - слушатель. Человек с преобладающим истероидным радикалом раскрывается больше, если делать вид, что верите игре. Если похвалить такого собеседника, то он примет любое решение в Вашу пользу. Чтобы уличить во лжи, стоит просто попросить повторить рассказ. Эпилептоидный (застревающий). Одна из разновидностей людей с преобладающим эпилептоидным радикалом – эпилептоид застревающий. Это обозначает, что в силу своих особенностей такой человек ригиден, плохо переключается с одного на другое. Часто это люди системные, пунктуальные, неторопливые, прагматичные. Для них важна подготовка, если предстоит какое-либо решение. У них все всегда должно быть на своих местах. Данная категория людей нетерпима, когда кто-то изменяет его порядок. Такие люди привыкли планировать и все записывать. Жизненный принцип застревающего эпилептоида «Мой дом - моя крепость». Контакты как правило устанавливаются застревающими плохо.Со стороны может показаться, что это угрюмый или даже злобный человек. Также застревающие исключительно разборчивы при выборе друзей. Однако, если такой человек назвал Вас другом, то никогда не предаст и в случае необходимости пожертвует всем ради Вас. Эпилептоид любит свое дело, очень редко меняет работу. Его социальный ориентир – это семья. Мимика: Взгляд прямой, уверенный, иногда собеседнику может показаться тяжелым. Эмоциональные всплески редки и незначительны. Жесты: Четкие, выверенные. Речь: Вялая, медленная. Модель позитивного общения: Разговор с таким собеседником имеет успех, если приводить ему стройную аргументированную систему доказательств. Процесс должен проходить без суеты и спонтанных проявлений. Эпилептоид должен увидеть "свой" интерес, тогда союзничество Вам обеспечено. Эпилептоидный (возбудимый). Данная разновидность людей с ярко выраженным эпилептоидным радикалом определяет категорию жестких, жестоких людей. Они могут заниматься спортом, или принимать участие в соревновательной деятельности. Возбудимые эпилептоиды, также как и застревающие, зачастую, опрятны и аккуратны, наблюдается любовь к гигиене. Такие люди любят короткие стрижки, короткие ногти, спортивный стиль в одежде. Они как будто всегда готовы вступить в бой. Также можно заметить любовь к порядку и иерархии, нередко циничность к окружающим. Такие люди слепо верны инструкциям. Их принцип «Я выполнял приказ…». В средствах достижения целей возбудимые не разборчивы и легко обвиняют других, в том числе ложно, словно испытывая на прочность. В отличие от застревающих эпилептоидов, это люди непредсказуемые и импульсивные в решениях. Они стремятся к достижению только своих личных целей, а ко всему остальному относятся по принципу «Не грузи…». Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании. Это сильный психотип. Одежда: Возбудимый эпилептоид выражается через спортивный стиль в одежде. Мимика: Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая и скованная. Жесты: Тяжеловесные, с подчеркнутым участием мышц (поигрывает мускулами). Это грубая демонстрация силы. Речь: Вялая, медленная, жесткая. Модель позитивного общения: В общении с таким типом людей рекомендуется соблюдать дистанцию и выдерживать жесткую линию без уступок (иначе сразу начнет продавливать). Также важно показать свою значимость и авторитетность в интересующем вопросе. При этом желательно не провоцировать возбудимого на необдуманные действия. Либо в случае «срыва» собеседника, ситуацию будет сложно удержать под контролем. Эпилептоид с удовольствием откликнется на предложение «дружить против…». Шизоидный (странный). У данной категории людей собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир, где они сами решают, каким законам подчиняться. Им присуще творчество без шаблонов и непредсказуемое поведение. Это ярко выраженные интроверты. Их особенность в том, что они «Не как все». Часто отличаются несуразной внешностью. Это либо кажущиеся хрупкими люди, либо нескладные, где-то гратескные, местами неловкие, внешне угловатые. Психотип таких людей слабый. Одежда: Часто их одежда негармонична, может быть неаккуратна и «пестрить» неожиданными деталями. В отличие от истероидного типа, у шизоидов нет четкого «образа». Мимика: Характерный взгляд «мимо собеседника в никуда…» и возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты). Жесты: Также угловатые и несогласованные, неловкие. Речь: Достаточно высокоинтеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники получения информации. Модель позитивного общения: Учитывая интровертированность психотипа, личное общение для таких людей в тягость. Шизоидные личности предпочтут заочное общение. В случае необходимости личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики (шизоиды очень обидчивы). Задачи лучше ставить ориентируясь на конечный результат, а отчитываться (в случае если это начальник), только конкретными выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает. Гипертимный (жизнерадостный). Этот психотип характеризует энергичных людей, любящих жизнь во всех проявлениях. Такие люди зачастую оптимистичны и склонны в любой ситуации находить положительные стороны. Они рады всему новому и никогда не унывают. На контакты идут с удовольствием, любят общаться. Им присуще остроумие и адекватное чувство юмора. Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Также данный психотип отличает гибкость и быстрая переключаемость с одного дела на другое. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых. Это сильный психотип. Одежда: Универсальная, удобная, не сковывающая движений. Мимика: Живая, жизнерадостная, энергичная. Жесты: Бодрые, быстрые. В движениях гипертим непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей. Речь: Увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить нить разговора, но потом неожиданно вернуться к теме. Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется открытое свободное общение. Они всегда идут на контакт, склонны к излишнему доверию. Эмотивный (чувствительный). Эмотивный радикал присущ категории людей, отличающихся ярко выраженной добротой. Такие люди привыкли сопереживать. Они в разговоре обычно внимательно слушают и выказывают понимание. Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать за чужими переживаниями, нежели переживать самому. Эмотивы любят смотреть телевизионные передачи, фильмы с эмоциональными сценами, читают книги, которые вызывают острые эмоции. Наблюдается склонность к избеганию конфликтов, возможны психосоматические проявления, которые на фоне стресса усиливаются. Это слабый психотип. Одежда: Мягкая, приятная на ощупь, скрадывающая движения или просто удобная. Мимика: Слабая, неуверенная. Таких людей может отличить эффект «Влажных глаз». Жесты: Плавные, без угловатости, могут во время беседы поглаживать себя. Речь: Тихая. Такие люди больше готовы слушать, они почти не возражают, врут редко. Модель позитивного общения: С такими людьми рекомендуется конгруэнтность, равенство в общении. Также важно проявлять признаки доверия и пытаться найти общее. Тревожный (боязливый) Для людей с выраженным тревожным радикалом характерны повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются. Имеют свои успокаивающие ритуалы (например, вытереть ноги, поплевать через плечо, перед приступлением к работе ежедневно пьют кофе «чтобы вработаться»). Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди. Их принцип «Семь раз отмерь, один отрежь». Это слабый психотип. Одежда: Неяркая, закрытая. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани. Мимика: Слабая, неуверенная. Жесты: Самоуспокаивающие. Тревожный часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо «сорваться» с места и бежать. Речь: Тихая, неуверенная. Боязнь сказать не то. Модель позитивного общения: Такому собеседнику рекомендуется выказывать подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить за любое позитивное высказывание, лучше не критиковать без надобности. Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы оппонент понял, ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Также в общении с «тревожными»-подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.

Методика «Семь радикалов» была разработана В.В. Пономаренко на основе учения психологов о свойствах характера. Свои названия радикалы получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих то или иное психическое расстройство личности. Однако радикалы, или, как их еще называют, акцентуации, - это только особенности личности, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны. Это приводит к склонности человека применять одни и те же стратегии поведения в разных ситуациях, выбирать более подходящий стиль в одежде и аксессуарах. Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить составляющие характера -- радикалы. Таким образом, в режиме реального времени, без применения тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности партнера по его поведению, по манере строить общение и даже по внешнему виду собеседника.

7 радикалов характера:

Паранойяльный (целеустремленный);

Истероидный (демонстративный);

Эпилептоидный (бывает 2х видов: застревающий и возбудимый);

Шизоидный (странный);

Гипертимный (жизнерадостный);

Эмотивный (чувствительный);

Тревожный (боязливый).

С точки зрения управления людьми - в методике «7Радикалов» используются не технологии программирования поведения людей, а создание для человека условий (профессиональных, коммуникативных, социальных) соответствующих его характеру при которых он будет и лоялен к вашему воздействию и эффективен в отношении выполнения задач, которые вы ставите перед ним.

С точки зрения повышения эффективности в методике «7Радикалов» для этих целей используется распознавание основного движущего мотива человека и, на основании этой информации, управление процессом взаимодействия с ним.

С точки зрения обучения - в методике «7Радикалов» не требуется многоуровневой системы подготовки. Главное - это понять суть каждого радикала, получить основные навыки распознавания радикалов и расстановки их по степени выраженности, а дальнейшее совершенствование владения методикой зависит только вашего интереса к людям, от регулярной практики по распознаванию их характеров.

Пономаренко Виктор Викторович Российский учёный, более 20 лет занимающийся исследованиями в области практической характерологии, врач-психиатр, психолог-практик спецслужб РФ, участник боевых действий, психолог-эксперт Генеральной прокуратуры РФ при расследовании преступлений, имевших большой общественный резонанс (противоправные действия в отношении Д.Холодова, В.Листьева, группы тележурналистки Е.Масюк в Чечне, серийные преступления в лесопарке «Лосиный остров», теракты в московском метро, теракт на «Дубровке»). Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Академии государственной службы при Президенте РФ, Академии ФСБ, Института повышения квалификации МВД. Генеральный директор консалтинговой компании «Линтер». Автор книги «Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением «7Радикалов», которая в настоящее время переиздается на немецком языке. Методика «7Радикалов» уже много лет используется в спецслужбах РФ и, до недавнего времени, была доступной только для узкого круга специалистов. В чем отличие методики «7Радикалов» от других методик визуального распознавания характера (физиогномика, иридодиагностика, хирология)? В методике «7Радикалов» используется характерологическая трактовка не отдельных частей тела (голова, лоб, брови, глаза, нос, рот, уши), а диагностируется конституциональное телосложение с использованием типологии Эрнста Кречмера, которая включает в себя астенический, атлетический и пикнический типы, каждый из которых связан с определённым типом темперамента. Помимо этого в методике «7Радикалов» характерологической трактовке подлежит и другая визуально-доступная информация:

Особенности оформления внешности (стиль одежды, цвет одежды, форма одежды, текстура одежды, аксессуары);

Особенности двигательной активности (мимика, позы, жестикуляция, походка;

Оформление окружающего пространства (жилья, офиса, рабочего кабинета, рабочего стола, автомобиля, гаража, дачного участка и т.д.)

Особенности (феномены, качества, детали) поведения.

Технология «7Радикалов» включает в себя элементы антропометрического, графометрического, психометрического подходов. Эта методика не только порядка 20 лет успешно используется в спецслужбах РФ, но и является одним из основных инструментов в работе с персоналом.

Знание и применение данной методики в ряду прочего позволяет:

* точнее определить характерологические требования под вакансию;

* подбирать персонал, соответствующий задаче и корпоративной культуре;

* ускорить процесс адаптации нового сотрудника;

* снизить текучесть персонала;

* более точно определять ведущие мотивы каждого из сотрудников;

* увеличить эффективность обучения и развития персонала, определения кадрового резерва;

* управлять персоналом при внедрении изменений в компании;

* прогнозировать поведение сотрудников в сложных и критических ситуациях;

* видеть конструктивный личностный потенциал человека и формировать успешные рабочие группы;

* находить особенный подход в управлении к каждому сотруднику, учитывая его индивидуальные психологические особенности;

* выявлять причины конфликтных ситуаций и лучшие варианты выхода из них;

* увеличить сплоченность команды, повысить лояльность сотрудников компании.

Ключевое понятие методики - радикал - представляет собой группу однородных психологических качеств. В его основе лежат внутренние психические условия - сила и подвижность нервной системы, особенности эмоциональной и интеллектуальной сфер. Например, такие качества как аккуратность и агрессивность являются однокоренными, так как принадлежат к одному радикалу. Следовательно, наблюдая во внешности человека повышенную аккуратность, можно с большой долей вероятности прогнозировать в его поведении агрессивность. А вот небрежность в оформлении внешности принадлежит тому же радикалу, что и коммуникабельность. Таким образом, видя эту небрежность, мы можем предполагать умение быстро устанавливать контакт с новыми людьми.

Целостный характер человека состоит из нескольких радикалов. Это что-то вроде коктейля, где некоторый набор радикалов смешан в определенных пропорциях. Всегда есть один ведущий радикал, образующий основу характера и определяющий основной мотив поведения человека, и несколько дополнительных, являющихся поведенческими средствами реализации мотива.

Каждый радикал выявляется по ряду визуальных признаков:

* Внешний вид. Как радикал проявляется в телосложении и оформлении внешности (какие особенности в выборе стиля одежды, ее фактуры, в прическе, украшениях и т.д.).

* Оформление пространства. Как радикал проявляет себя в формировании окружающего предметного мира, интерьера (жилья, рабочего пространства, автомобиля и т.д.).

* Двигательная активность. Как радикал проявляется в мимике, жестах, походке, позах человека.

* Особенности поведения. Доступные наблюдению характерные особенности поведения.

На основании выделенных радикалов (от двух до семи) строится психологический профиль - иерархическая последовательность всех радикалов, входящих в реальный характер и расположенных по степени их влияния на поведение человека.

В свою очередь, на основании профиля составляется психологический портрет, он описывает реальный характер и поведенческие характеристики человека простым, общедоступным языком и в дальнейшем легко применим для задач управления персоналом.

Выявив набор радикалов, включенных в характер человека, можно выявить следующие особенности:

* Отношение к видам деятельности. Какие задачи обладатель данного профиля будет решать всегда и везде, а какие - не сможет решить ни при каких обстоятельствах.

* Особенности коммуникации и управления. Как лучше всего налаживать общение с обладателем такого характера, как понравиться ему, как им управлять, и что будет грубой коммуникативной ошибкой по отношению к нему.

* Скрытые черты характера. Как и при каких обстоятельствах проявятся те черты характера, которые человек обычно не демонстрирует.

* Феномены и закономерности поведения. Так как базовые, широко используемые классификации типов поведения характера вводились в науку преимущественно психиатрами, то и названия радикалов также близки к терминам психиатрии: истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный.

Согласно методологии «7Радикалов» процесс превращения человека как биологической особи в личность идёт в соответствии с объективно существующими внутренними психическими условиями - силой, скоростью, реактивностью нервных процессов центральной нервной системы (темперамент) и интеллектуальной сферы. В течении жизни на эти внутренние психические условия как бы наслаиваются подходящие к ним стереотипы (качества) поведения и формируется характер человека. Таким образом, одним из положений методики «7Радикалов» является то, что темперамент - это основа для формирования характера человека.

«Управление поведением». Управление предприятием - забота о его процветании. Управление человеком - обязательства создать человеку наиболее комфортные условия для жизни и деятельности. Тогда человек, в свою очередь, отдаст организации все, на что способен. Вот истинный смысл «управления поведением», который лежит в основе методики «7Радикалов». Теория В.Пономаренко - это не манипулятивная техника, это не поиск "кнопки Электроника", это технология, которая позволяет по визуально-доступным признакам определить основной движущий мотив человека, его поведенческие ресурсы, его сильные и слабые стороны и, на основании этого, более эффективно управлять его поведением. Ни какого зомбирования, ни какого программирования - все понятно, логично, объяснимо - это главный подход, заложенный в технологии «7Радикалов».

В чём отличие методики «7Радикалов» от типологии Юнга («Соционика») и что общего и в чем отличие методики В.В.Пономаренко «7Радикалов» от методологий распознавания характера К.Леонгарда, П.Б.Ганнушкина, А.Е.Личко?

В основе типологии Юнга лежит анализ того, как человек воспринимает, перерабатывает и выдает информацию. В основе классификации типов поведения «7Радикалов» лежит изучение крайних (обострённых) форм проявления характера человека при психических заболеваниях и их классификация по однокоренным группам (радикалам) - истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный радикал. Это первое, а второе - это то, что типология Юнга позволяет описать только 16 типов характера, а типология Пономаренко - более 700 тысяч

* конкретный человек не рассматривается как представитель только одного «чистого», «теоретического» типа характера (радикала).

* реальный характер человека - это смесь, состоящая из нескольких радикалов, где ведущий по выраженности радикал определяет цель (основной мотив) поведения человека, а остальные радикалы - поведенческие средства для достижения этой цели;

* не существует плохих характеров - каждый человек продуктивен, уживчив, расположен к развитию, если находится в условиях соответствующих его характеру.

Методика «7Радикалов» позволяет за короткое время, наблюдая за человеком, общаясь с ним, изучая его фотографии, анализируя его рукописную деятельность и т.д. сделать вывод о его характере, следовательно, позволяет оценить его склонность к мошенничеству. Нужно добавить, что чем большей психодиагностической информацией будет обладать эксперт, тем точнее будут его выводы.

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц)

Введение

Вопросы и задания

Истероидный радикал

Качества поведения.

Вопросы и задания

Эпилептоидный радикал

Вопросы и задания.

Паранояльный радикал

Вопросы и задания

Эмотивный радикал

Вопросы и задания

Шизоидный радикал

Вопросы и задания

Гипертимный радикал

Вопросы и задания

Тревожный радикал

Вопросы и задания

Психологический профиль

Вопросы и задания

Психологический портрет

Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов») / В.В. Пономаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 252 с. – (Психологический практикум).

Книга представляет собой психологическое исследование (диагностику) основных групп человеческих качеств в структуре реального характера. Автор предлагает методику «семь радикалов», ставшую результатом преломления общепринятой теории характера через собственный профессиональный опыт. Представлены семь основных человеческих радикалов – истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный и тревожный. Каждый из этих радикалов рассматривается по схеме: общая характеристика, внешний вид, качества поведения, управление поведением и особенности построения коммуникации.

Книга предназначена для специалистов, работающих с людьми: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, а также для всех, кто интересуется прикладной психологией.

Введение10

Вопросы и задания29

Истероидный радикал30

Общая характеристика31

Внешний вид38

Качества поведения.45

Особенности построения коммуникации52

Вопросы и задания54

Эпилептоидный радикал56

Общая характеристика.56

Внешний вид.63

Качества поведения.70

Особенности построения коммуникации.81

Вопросы и задания.84

Паранояльный радикал85

Общая характеристика.86

Внешний вид.91

Качества поведения.95

Задачи.100

Особенности построения коммуникации.102

Вопросы и задания104

Эмотивный радикал105

Общая характеристика.106

Внешний вид.111

Качества поведения.114

Особенности построения коммуникации119

Вопросы и задания120

Шизоидный радикал121

Общая характеристика.122

Внешний вид.131

Качества поведения.139

Задачи.143

Особенности построения коммуникации.146

Вопросы и задания146

Гипертимный радикал148

Общая характеристика.148

Внешний вид.149

Качества поведения.156

Задачи.160

Особенности построения коммуникации161

Вопросы и задания163

Тревожный радикал163

Общая характеристика.164

Внешний вид.166

Качества поведения.171

Задачи.174

Особенности построения коммуникации.174

Вопросы и задания179

Психологический профиль180

Вопросы и задания196

Глава 10196

Психологический портрет196

Предисловие.

Не скрою, приятно, что глубокоуважаемый мной автор данной работы Виктор Викторович Пономаренко доверил мне написание предисловия к своему детищу, родившемуся как итог непростой профессиональной деятельности в области медико-психологической экспертизы за долгие годы его напряженной работы, зачастую связанной с риском для жизни.

Сегодня существуют подходы известных и не очень известных исследователей относительно классификации характеров. Такие подходы строились по различным основаниям: анализа этических принципов (Платон, Теофаст), описания способностей человека (Галль), анализа тела и генеалогии (Ф. Джордано), исследования строения тела (Э. Кречмер, У. Шелдон), описания чувств и стремлений человека (Ф. Полан, Н. Лосский), рассмотрения влияния социокультурной среды (Э. Фромм, Д. Хониг-ман, ВС. Братусь), доминирующих импульсов-влечений личности (3. Фрейд), анализа функциональной направленности личности (К. Юнг) и др.

В то же время, известный отечественный психолог и ученый Д.Я. Райгородский не без оснований отмечает, что «отечественной психологии с проблемой характера не повезло». Единственная фундаментальная работа – «Вопросы психологии характера» Н.Д. Левитова, вышедшая в 1956 году, а затем переиздававшаяся несколькими изданиями до 1969 года под названием «Психология характера». Надо сказать, что исследовательская работа в данном направлении имела как многочисленных предшественников, которые в той или иной мере занимались проблемой характера, так и последователей. В их числе известные ученые, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн и другие, рассматривавшие характер как «содержательный и общественно значимый компонент личности».

Вместе с тем, в отечественной науке существуют исследования, в которых реализована попытка рассматривать характеры людей через призму так называемых «дисгармоний» (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). В связи с этим П.Б. Ганнушкин отмечает: «Когда говорят о наличности у кого-либо того или другого определенного характера, того или другого темперамента, то ведь тем самым, конечно, указывают на известную однобокость его психической организации, тем самым дают понять о наличности в сфере его психики известной дисгармонии, об отсутствии равновесия во взаимоотношении отдельных сторон его душевной деятельности».

Подходы авторов рассматривать характеры людей через призму дисгармоний психики приводят к пониманию идеальной личности как лишенной характера, гибкой в поведении и жизнедеятельности и управляемой внешними условиями, соотнесенными с потребностной структурой. К сожалению или к счастью, таковое невозможно. Человек наделен сознанием, оперирует сформированными на основе существующей психической структуры принципами, правилами и нормами, определяющими его жизнедеятельность и проявляющимися в ней. А значит, человек обречен быть носителем характера, обречен быть в какой-то степени дисгармоничным, наделенным определенными признаками. При этом, как отмечается в работах П.Б. Ганнушкина и А.И. Личко, описание так называемых «нормальных людей» – носителей дисгармоний «до мелочей совпадает с описанием психопатических личностей, взятым из клинической практики». Правильное понимание характеров, говоря словами П.Б. Ганнушкина, «...стало возможным только с тех пор, когда в основу этого понимания была положена психиатрическая точка зрения».

Именно эту позицию занимает в предлагаемой вниманию читателя работе врач-психиатр, психолог В.В. Пономаренко, рассматривая личность с позиции так называемых «личностных клинических радикалов», под которыми понимаются автором самостоятельные группы качеств в структуре реального характера, однородные по происхождению, т. е. в основе которых лежат одни и те же «внутренние условия», подобные корневой структуре. Отсюда и определение автора, данное названным группам качеств, – радикалы (от лат. radix – корень).

Работа В.В. Пономаренко ориентирована на специалистов, работающих с людьми и во имя людей: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, на всех тех, кто обязан быть психологом по сути своей профессиональной деятельности.

Заслугой автора является попытка рассмотрения сложной проблемы доступно для понимания теми, кто не имеет специальной подготовки в области психиатрии или клинической психологии. Попытки проведения анализа «читабельности» рукописи данной работы, как способности понимать, быть вовлеченным и заинтересованным в процессе чтения, позволяют сделать однозначный вывод: работа необходима, своевременна, вызовет живой интерес представителей различных возрастных групп и профессий.

При этом очевиден высокий уровень научности предлагаемых материалов, осмысленных и подготовленных для издания человеком, достигшим высокого уровня профессионализма.

Дабы не злоупотреблять вниманием читателя и не отнимать время, которое с пользой может быть применимо к чтению столь интересной работы, остается только пожелать ей доброго пути, принятия, многократных изданий и разумной критики коллег-ученых, сознающих всю сложность выбранного направления исследования и анализа.

Князев A.M. – психолог, кандидат педагогических наук, докторант Российской академии государственной службы при Президенте РФ, руководитель психологической лаборатории.


По мере того, как в человеческом обществе растет потребность ценить и беречь имеющиеся ресурсы (а как иначе, если нас, людей, все больше, а их, ресурсов, все меньше?), психология перестает быть наукой о душе – захватывающей, но несколько отвлеченной дисциплиной – и превращается в науку о закономерностях поведения. Психология сегодня ищет (и находит!) средства и способы управлять поведением человека для достижения максимальных результатов в его деятельности, в общении, в саморазвитии. А ведь в этом заинтересованы все без исключения.

Рациональное поведение человека в окружающей его социальной среде невозможно без достаточно высокого уровня психологической компетентности.

Никого не удивляет, что для эффективного использования любого механизма, например персонального компьютера или автомобиля, необходимо как минимум разбираться в принципах, владеть элементарными технологиями сопровождения его работы. Никто разумный не прикоснется к клавиатуре, не сядет за руль, не прочитав хотя бы брошюры из цикла «для чайников», не взяв начальных уроков мастерства. Судя по всему, механизмы мы ценим больше, чем людей, с которыми нередко позволяем себе обращаться как бог на душу положит.

Между тем психологические ресурсы каждого человека определены и ограниченны, а поведение подчиняется закономерностям столь же строгим, как и все иные естественные законы. Только зная объемы и качество этих ресурсов, характер этих закономерностей, можно построить осознанное, результативное управление поведением других людей, да и своим собственным.

К сожалению, мы плохо знаем себя и еще меньше – других. Желая извлечь пользу из взаимодействия, усилить радость общения, мы полагаемся часто лишь на интуитивное представление о нашем партнере (или партнерах) по той или иной социальной группе. Мы легко создаем в своем воображении иллюзорный образ небезразличного нам человека и ориентируемся при построении взаимоотношений на эту иллюзию. И как же глубоко бывает наше разочарование, когда она разбивается о реальность, «не оправдывает надежд»...

Не надеяться бы нужно, а знать! Когда мы видим маленький, изящный, как лаковая миниатюра, автомобиль, прекрасно приспособленный для поездок по городским улицам, нам не приходит в голову, что неплохо было бы с его помощью вытащить из болота застрявший там тягач. И даже мысль о перевозке на этом чуде техники и дизайна небольшого количества цемента и кирпичей для постройки дачи кажется нам кощунственной. Ведь для этого есть другие, более подходящие транспортные средства.

Увы, вновь приходится констатировать, что в неживой природе мы разбираемся лучше, чем в людях. По нашему глубокому убеждению, с бытовыми и производственными задачами, какими бы они ни были, обязан справляться

любой. «Я же смог, и он – смог. Почему же ты не можешь?» – с искренним возмущением спрашиваем мы нередко у наших близких, коллег, партнеров. В правильном ответе на это «почему?» заключено многое: высокое качество жизни, успех, общественное признание, профилактика социальных кризисов и конфликтов.

Если перевести сказанное на современный технологический язык – речь идет о том, что люди, как правило, пытаются ставить перед собой и окружающими цели без тщательного, объективного анализа ресурсной базы, обрекая всех участников процесса на заведомый неуспех (или, в лучшем случае, на большие затраты, несоразмерные полученному результату). Не в этом ли причина того, что мы так трудно живем!

Где же выход? – Он очевиден. Следует научиться разбираться в людях. Этого требует современность. Это необходимая составляющая культуры.

То, что человек астенического телосложения не справится со штангой весом в четверть тонны, даже если его долго обучать технике подъема тяжестей, и после ряда неудачных попыток возненавидит этот спортивный снаряд, нам, худо-бедно, понятно. Теперь нужно уяснить, например, что человек с сильной нервной системой, подвижной психикой не сможет качественно подготовить бухгалтерский отчет или тщательно проверять документы у всех входящих-выходящих.

Что обладатель яркой, броской внешности не станет долго хранить корпоративную тайну, а постарается всеми правдами и неправдами вынести ее на публичное обсуждение. Что целеустремленность и склонность брать на себя ответственность являются врожденными (хотя, разумеется, и усиливаются воспитанием), и что общественная полезность этих качеств далеко не безусловна и т. д. и т. п.

Поиском ответа на вышеупомянутое принципиальное «почему?» научная психология занимается давно. Однако накопленных фактов и найденных закономерностей, по-видимому, пока недостаточно для создания единого универсального знания, охватывающего все аспекты человеческого поведения.

Отсутствие единства в теории, тем не менее, вовсе не обезоруживает практику. Активно развивается практическая психология – систематизированный опыт применения одной или нескольких методик, позволяющих решить широкий круг задач по распознаванию и эффективному использованию человеческих ресурсов. Проблема заключается лишь в реальной ценности (т. е. результативности) подобных методик.

Точное, объективное, имеющее практическую ценность знание о регуляторах поведения человека – большая редкость в сегодняшнем океане весьма неравноценной психологической информации.

* В т. ч. совершенных в отношении журналистов Д. Холодова, В. Листьева, группы тележурналистки Е. Масюк в Чечне, а также серийных преступлений в лесопарке «Лосиный остров», терактов в московском метро, в культурном центре на Дубровке и др. В этих и других случаях автор работал в качестве эксперта над созданием социально-психологических портретов преступников, занимался оценкой их психического состояния, прогнозированием поведения и т. д.


Такая работа, поверьте, требует не только филигранной психологической техники, но и интеллектуальных «прорывов» в ранее неведомое, совершенствования имеющихся и разработки новых, более объективных подходов к диагностике, прогнозированию и управлению поведением людей.

Предлагаемая вашему вниманию книга обобщает представления автора о природе человеческих поступков и, хочется надеяться, послужит неплохим подспорьем тому, кто поставил перед собой задачу научиться понимать людей.

С самыми добрыми пожеланиями, Виктор Пономаренко.

Глава 1

Введение

Уважаемые коллеги! Ибо отныне, не знаю, обрадует вас это или огорчит, мы коллеги, т. е. люди, сплоченные общим делом – изучением закономерностей поведения человека.

Трудно представить себе знание более важное и полезное для каждого из нас, живущих на этой планете, чем знание о природе наших поступков. Почему мы ведем себя так, а не как-либо иначе? Почему из множества вариантов достижения цели или форм реагирования на внешние и внутренние воздействия мы выбираем именно те, которые выбираем?

Почему люди, воспитанные примерно в равных (а порой – практически идентичных) социальных условиях, поступают в близких по содержанию, аналогичных жизненных ситуациях по-разному, подчас – принципиально по-разному?

В ответах на эти вопросы залог нашего объективного отношения к миру людей. К нашим близким: родственникам, друзьям, единомышленникам; сослуживцам: руководителям, подчиненным, кандидатам на должности тех и других; к деятелям политики и культуры, к чиновникам, исполняющим нелегкие служебные обязанности, к потребителям произведенных нами продуктов – предметов, услуг, идей et cetera. И, самое главное, в этом залог нашего непредвзятого отношения к самим себе.

Вы спрашиваете: а разве это возможно – непредвзято относиться к самому себе? Ответ: не только возможно, но и должно! Поскольку ничто так не вредит формированию и полноценной реализации личности, как самообман – ложное, иллюзорное представление о собственном потенциале, особенностях приспособительного (адаптивного) поведения, социальном предназначении.

Вопрос: а если в процессе объективного самопознания мы узнаем нечто такое, что не только не повысит, а наоборот, существенно понизит нашу самооценку, породит пессимистическое отношение к собственным перспективам, заставит, не приведи бог, возненавидеть самих себя?

Ответ: чепуха!

Психика человека, который здоров: т. е. хорошо себя чувствует, способен продуктивно трудиться, не мешает жить большинству окружающих, – это, в определенном смысле, набор инструментов для решения широкого круга задач по обеспечению выживания, развития и размножения.

У каждого из нас (а мы, хочется думать, здоровые люди) этот набор индивидуален. И каждый инструмент, входящий в наши индивидуальные наборы, выдержал суровое испытание миллионами лет эволюции, закалился в горниле естественного и искусственного отбора.

Можете в нем – этом инструменте – не сомневаться. Он доказал свою полезность, и природа в союзе с обществом сохранила его, передавая из поколения в поколение. Так что, коллеги, не существует «плохих» качеств психики.

Следовательно, нет повода для пессимизма и снижения самооценки! Не существует качеств – однозначных достои недостатков. Любое из них становится достоинством, если используется по назначению, соответственно (адекватно) сложившейся ситуации.

Точно так же любое качество, обнаружившее себя не к месту, зачастую не по вине его обладателя, превращается в недостаток.

Это общее правило. Так, микроскоп – хороший оптический прибор, но плохое подспорье для забивания гвоздей... Однако, друзья, довольно вопросов! Теперь вопрос вам. Как вы думаете, кто на нашей планете является носителем (обладателем) разума?

Только не спрашивайте автора, что такое «разум». Иначе придется утомить вас рассуждениями о способности субъекта создавать в своем внутреннем психическом пространстве модель внешнего, объективно существующего мира. И не просто моделировать то, что воспринимается непосредственно, в режиме, так сказать, реального времени. Но и воссоздавать прошедшее, и прогнозировать будущее этого мира. Кроме того, в понятие «разум» принято вкладывать также способность субъекта управлять собственным поведением, сообразуясь с вышеуказанной моделью, и, конечно же, активно преобразовывать предметный мир с целью создания наилучших условий для адаптации... Словом, что-то в этом роде. Надеюсь, несмотря на некоторую расплывчатость этих объяснений, мы все понимаем, о чем идет речь.

Итак, кто же он – носитель разума? Правильный ответ: человек. Прекрасно!

Вопрос номер два: откуда в человеке берется разум? Что является его источником? Подсказываю: «чело...». Что вы говорите? «...век»? – Нет. Правильный ответ: человечество, человеческое общество, социум.

Со школьной скамьи всем хорошо известен т. н. «феномен Маугли». История, действительно, знает несколько случаев, когда «человеческий детеныш», волей судеб разлученный с родителями, попадал в стаю животных, а потом вновь возвращался к людям. Но не исполненным мудрости и благородства мускулистым красавцем – царем джунглей, как это изобразил романтичный Киплинг, а жалким, затравленным, агрессивным существом, издающим немелодичные звуки. Все старания психологов, педагогов (а, надо полагать, это были далеко не худшие представители своих профессий) не помогли вернуть этим созданиям полноценный человеческий облик!

Вот характерный пример: одного из таких детей, затратив титанические усилия, научили, с горем пополам, пользоваться ложкой и вилкой, усадили за стол и поставили перед ним – голодным, как волчонок, – тарелку с аппетитно пахнущим мясом... И что же? – Он не притронулся к еде. Только когда наблюдавшие за ним люди вышли в соседнюю комнату, он юркнул вниз и стал оттуда, из-под стола, как зверек, воровать куски с тарелки. Жалкое зрелище! Даже простые стереотипы социального поведения оказывались недоступными таким детям, что говорить о человеческом сознании – мышлении, высших эмоциях, речи, которые у них никогда уже не развивались.

Менее экзотическое название этого феномена – «педагогическая запущенность». Когда ребенок растет хоть и не в лесу, но в примитивном социальном окружении, его поведение мало чем отличается от поведения олигофрена (человека, страдающего врожденным слабоумием, вызванным повреждением мозга), что свидетельствует об одинаковой недоразвитости психики и у того, и у другого.

Все это убедительно доказывает, что, несмотря на набор генов, определяющих принадлежность субъекта к биологическому виду Homo sapiens (Человек разумный), разум в нем отнюдь не самозарождается. Человеческая генетика, таким образом, – необходимое, но не достаточное условие превращения человека в носителя разума, в разумное существо. Решающая роль здесь принадлежит обучающему, воспитательному воздействию со стороны социума. Древние говорили по этому поводу, что человек приходит в мир, будучи tabula rasa (чистой доской). Надписи на этой доске, определяющие содержание его психической жизни, делает человечество.

В современной науке бытует понятие «личность». При всем многообразии его определений, это понятие раскрывает сущность человека как объекта (формирующегося под воздействием) и одновременно субъекта (деятеля, творца) общества, общественных отношений.

Процесс формирования личности под воздействием общества, приобретение человеком разнообразных знаний, навыков, умений и, в результате, его интеграция в систему общественных связей и отношений называется социализацией.

Итак, уважаемые коллеги, выходит, что не столько человек, сколько социум как единое целое является разумным существом, населяющим Землю. Как тут не вспомнить созданный воображением писателя-фантаста мыслящий и чувствующий Океан на далекой планете (С. Лем «Со-лярис»)! Впечатляющий, проникновенный образ... Но незачем далеко ходить, точнее, летать! Разумный Океан – это мы с вами. Люди. Земляне... Каждый человек – капля этого Океана. Его неотъемлемая частица. Мы не существуем без него, он – без нас...

Впрочем, все это общеизвестно. Интересно другое. Если разумное начало и формирующееся на его основе содержание нашей психики мы черпаем из окружающей нас социальной среды, то почему мы так отличаемся друг от друга? Среда-то ведь для многих из нас одна. Почему дети, сидящие в школе за одной партой, обучаемые педагогами по одной и той же методике, по одной и той же программе, так не похожи один на другого?

Прежде чем дать ответ на этот важнейший вопрос, посмотрим, как происходит формирование личности. Самой наглядной, хотя, разумеется, упрощенной аналогией, которую можно использовать для пояснения этого процесса, будет посещение магазина... скажем, одежды. Представьте себе человека, решившего приодеться. Даже если он задумал полностью – от носков до шляпы – укомплектовать свой гардероб, все равно всего, что есть в магазине, ему не скупить. Он выберет только то, что ему по вкусу, по размеру, по фигуре, по карману. Словом, он выберет одежду, соответствующую его возможностям. Нечто подобное происходит и в процессе социализации.

Должен заметить по ходу дела, что информация, накопленная социумом за многие тысячелетия его эволюции, существует и передается из поколения в поколение, в основном, в виде относительно устойчивых форм, наполненных конкретным содержанием – в виде стереотипов, повторяемых технологий решения поведенческих задач.

Взгляните повнимательнее, коллеги, и вы увидите, что наши с вами знания, навыки, умения, взгляды, оценки, пристрастия и т. д. – есть некий набор стереотипов.

Мы оформляем свою внешность, укрепляем здоровье, отдаем дань санитарии и гигиене, решаем широчайший круг профессиональных задач, знакомимся с окружающими, принимаем пищу, высказываем свое отношение к глобальным проблемам, признаемся в любви и занимаемся ею сте-ре-о-тип-но. До нас точно так же поступали многие поколения людей. Они же нас этому и научили.

Даже если кто-то пытается оригинальничать или, допустим, бороться против общепринятых стереотипов, он делает это тоже стереотипно. Социум припас на всякий случай стереотипы и оригинального, и протестного, и маргинального, и даже асоциального поведения. По существу, личность во многом складывается из таких стереотипов, усваиваемых в течение всей жизни.

Вы расстроились? Напрасно! В том, что человек, приходя в этот мир, сразу же начинает накапливать стереотипную информацию о нем и стереотипно воспроизводить ее в собственном поведении, есть глубокий смысл.

Во-первых, не секрет, что возможности человека – как психические, так и физические – ограниченны. И эти ограничения отражаются на форме и содержании социальных стереотипов. Согласитесь, в нашем арсенале форм поведения есть стереотипы походки, но нет стереотипов полета по воздуху без использования технических средств (автор сознательно упускает из виду крайние случаи).

Например, с пещерных времен мы используем стереотипы защиты от кровососущих насекомых, в последние десятилетия в социуме распространились и заняли устойчивое место стереотипы противодействия болезнетворным бактериям и вирусам, но стереотипов реагирования на движение молекул в окружающем нас пространстве у нас нет. Мы их, эти молекулы, не видим, они нас, как будто, не трогают (хотя объективно играют в нашей жизни огромную роль), ну, стало быть, мы и не считаем нужным реагировать на них поведенчески, формировать, копить и передавать потомству стереотипы общения с ними.

Таким образом, поведенческие стереотипы – это устойчивые формы поведения,* обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их (эти самые возможности) оптимально, т. е. с наибольшей эффективностью.

* В широком смысле, включая деятельность, общение, реализуемые социальные установки, отношения, ценности и т. д.

Это первое обстоятельство. Во-вторых, если бы наше поведение – поступки, оценки, высказывания – было сугубо индивидуально, уникально (сколько людей, столько и вариантов)," мы с вами не смогли бы понимать друг друга, общение и взаимодействие в социуме стали бы невозможными.

Теперь вернемся к примеру с магазином одежды. Получается, что окружающий нас мир, интегрируясь в который каждый из нас становится личностью, – это некий «магазин готовой одежды». На его полках, вешалках и манекенах – разнообразные по цвету и стилю, но в каждом однородном стилистическом ряду стереотипные вещи.

И вновь зададимся вопросом: почему, усваивая стереотипы, мы, тем не менее, обретаем индивидуальность? Что, собственно, индивидуально?

Ответим себе: индивидуальны набор и сочетание усвоенных и реализуемых нами стереотипов. Они индивидуальны настолько, насколько индивидуальны наши возможности и уникален наш жизненный опыт.

Поговорим об этом. Поскольку понимание природы индивидуальности станет ключом ко всем последующим нашим рассуждениям о характере человека, способах его исследования, описания, прогнозирования поведения ин-

дивидуума в интересующих нас ситуациях, повышения эффективности профессиональной деятельности, общения и взаимодействия в социальной среде.

Представьте себе, уважаемые коллеги, спортивный снаряд. Штангу весом в двести пятьдесят килограммов.

Вопрос: каждый ли человек способен без посторонней помощи поднять эту штангу и удержать ее над головой хотя бы в течение нескольких секунд?

Ответ: не каждый.

Вопрос второй: каждый ли человек способен решить математическую задачу высокого уровня сложности? Ответ: не каждый.

Вопрос третий: каждый ли человек способен рационально обустраивать свое рабочее место? Ответ: см. выше...

А между тем существуют стереотипы подъема штанги, решения математических задач, организации труда. Есть люди, владеющие этими стереотипами профессионально и готовые научить других. В чем же дело?

Любой инструктор автошколы расскажет вам, как охотно он берется обучать вождению одного, а на другого не желает даже тратить время из-за полного отсутствия перспективы.

Любой учитель танцев или профессор химии с гордостью назовет своих самых способных учеников и отмахнется от, с его точки зрения, бездарей.

Следовательно, не все из существующих, культивируемых в социуме поведенческих стереотипов доступны каждому. Кто-то легко и быстро осваивает технику сложных физических упражнений, кто-то легче других перенимает ремесло, требующее терпения и ювелирной точности движений, кому-то нравится переживать чувство интеллектуального напряжения, игры ума при анализе шахматных комбинаций...

А кто-то не справляется ни с тем, ни с другим, ни с третьим, но зато без особого труда овладевает навыками оператора, управляющего сложной – многоуровневой и многоцелевой – автоматизированной системой, и к тому же рисует акварелью...

В течение жизни мы полноценно усваиваем (и, следовательно, используем как инструментарий для адаптации к социальной среде) лишь те поведенческие стереотипы, воспринять которые позволяют наши индивидуальные возможности, внутренние условия.

«Что еще за "внутренние условия"»? – спросите вы.

Ответ: внутренние условия, определяющие, какого рода стереотипы поведения будут усвоены конкретным человеком (индивидуумом), а какие он не сможет воспринять даже при интенсивном обучении, – не что иное, как присущие ему (врожденные и/или приобретенные на этапах внутриутробного и младенческого периодов развития) базовые психические и в какой-то мере физические качества.

Нас с вами, главным образом, будут интересовать качества психики: свойства нервной системы (сила и скорость процессов, протекающих в центральной нервной системе), интеллекта (прежде всего, стиль мышления), эмоциональной сферы, поскольку физические возможности человека оказывают сравнительно меньшее влияние на стиль его социального поведения. Более подробно и внятно об этих внутренних условиях наука, во всяком случае в лице автора, сказать не в состоянии (буквально видится град камней, летящих из стана нейропсихологов и психофизиологов!).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Вода в доме - Информационный ресурс